Фрагмент для ознакомления
2
1. Рабочая образовательная программа для муниципальных бюджетных учреждений дополнительного образования
«Детско-юношеских спортивных школ города Екатеринбурга» на 2021-2022 учебный год
Общие положения
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об образовании в Российской Федерации" ст.1 Обра-зовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Феде-ральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана (приложение №1), календарного учебного графика (приложение №2), рабочих программ по видам спорта (приложение №3), а также оце-ночных и методических материалов.
Образовательная программа составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании в РФ», нормативно-правовым основами, регулиру-ющими деятельность учреждений дополнительного образования физкуль-турно-спортивной направленности, предпрофессиональными и общераз-вивающими программами, СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образо-вания детей» от 04.07.2014 г.
Цели, задачи и принципы организации образовательного процесса ДЮСШ
Цель: реализация дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта, услуг спортивной направленно-сти для всестороннего физического развития и совершенствования уча-щихся профессионального самоопределения, их духовного и нравственно-го развития.
Задачи:
формирование здорового образа жизни, привлечение учащих-ся к систематическим занятиям физической культурой и спортом;
укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие (раз-витие физических, интеллектуальных и нравственных способностей);
достижение спортивных успехов в соответствии с индивидуаль-ными способностями детей и подростков;
сохранение вариативного выбора направлений образователь-ной деятельности, педагогических технологий;
обеспечение атмосферы психологического комфорта для каж-дого учащегося;
создание систем гибкого и адекватного реагирования на изме-нения в обществе и образовательных потребностей;
постоянное совершенствование управленческого, методическо-го и педагогического профессионализма;
интеллектуальное развитие личности и создание системы сти-мулирования для проявления исследовательских способностей детей;
предоставление среды развития детских интересов, увлечений
с целенаправленным взаимодействием на процесс формирова-ние личной культуры досуговой деятельности;
создание условий для социальной реабилитации и адаптации в обществе детей, имеющих отклонения в здоровье и развитии средствами физической культуры и спорта;
ориентация на создание оптимальных условий для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей детей, саморазвитие личности, оказание помощи и поддержки в самовоспитании, нравственном самосовершенствовании;
развитие и стимулирование в познавательной, социальной, творческой активности детей и подростков.
Вышеописанные цель и задачи достижимы при решении специфиче-ских для каждого этапа подготовки задач.
А именно, на спортивно-оздоровительном этапе - это расширение двигательных возможностей и компенсация дефицита двигательной актив-ности.
На этапе начальной подготовки - базовая подготовка и определение избранного вида спорта для дальнейшей специализации.
На тренировочном этапе - специализация и углубленная тренировка в избранном виде спорта.
В основе организации образовательного процесса ДЮСШ лежат следующие принципы:
Комплексности – предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон тренировочного процесса (физической, технико-тактической, психологиче-ской и теоретической подготовки, воспитательной работы и восстанови-тельных мероприятий, педагогического и медицинского контроля).
Преемственности – определяет последовательность изложения про-граммного материала по этапам обучения и соответствия его требованиям высшего спортивного мастерства, чтобы обеспечить в многолетнем трени-ровочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей физической и технико-тактической подготовленности.
Сотрудничества – предполагает создание условий для определения общих целей тренеров-преподавателей и детей, организацию их совмест-ной деятельности на основе взаимопонимания и сотрудничества.
Целостности – предполагает организации образовательного процес-са, отбор его содержания и средств таким образом, чтобы они были «со-образны» цели, находились в зависимости от нее, были в соответствии с поставленными задачами.
Промежуточная и итоговая аттестация учащихся
Промежуточная и итоговая аттестации учащихся являются неотъем-лемой частью образовательного процесса, так как позволяет оценить ре-альную результативность образовательной деятельности.
Промежуточная аттестация для перевода на следующий этап осу-ществляется один раз в год. Срок проведения май-июнь. Форма промежу-точной аттестации- сдача контрольно-переводных нормативов. Учащиеся выполняют установленные для перевода на следующий этап подготовки нормативы, утвержденные рабочими программами.
По итогам промежуточной аттестации директором издается приказ о переводе на следующий этап обучения учащихся, выполнивших контроль-но-переводные требования. Учащиеся, не освоившие образовательные программы по болезни или по другой уважительной причине, могут быть оставлены на прежнем этапе подготовки или переведены на спортивно-оздоровительный этап решением педагогического совета. Освоение допол-нительной общеобразовательной программы завершается обязательной итоговой аттестацией.
При проведении итоговой аттестации учащихся учитываются ре-зультаты освоения образовательной программы. В ДЮСШ устанавлива-ются следующие формы итоговой аттестации: Сдача контрольных норма-тивов (сдано/не сдано). Избранный вид спорта — спортивная квалифика-ция учащегося. Спортивная квалификация учащегося определяется по требованиям Единой Всероссийской спортивной классификации.
2. Конспект лекции на тему характеристика лыжных гонок
Характеристика лыжных гонок
Лыжные гонки представляют собой движение на скорости по местно-сти на определенные расстояния различными способами. Все способы ка-тания на лыжах в зависимости от целей, условий их использования и спо-собов выполнения делятся на следующие группы: тренировки с лыжами и на лыжах, лыжные ходы, переходы с хода на ход, а также подъемы, спуски со склона, торможения, повороты на месте и в движении. В классификации техники движений лыжника насчитывается более 50 способов, среди кото-рых доминирующее положение как по количеству, так и по значимости за-нимают лыжные ходы, которые делятся на две подгруппы: классические и коньковые. Как классические, так и коньковые методы катания сложны с технической точки зрения. Для достижения высоких результатов в гонках спортсмены должны владеть всеми приемами катания на лыжах и уметь их рационально чередовать при смене рельефа трассы.
Двигательная активность контролируется центральной нервной си-стемой. В этом случае решающую роль играет информация, поступающая в мозг от сенсорных систем организма. При катании на лыжах первосте-пенное значение имеют импульсы двигательной (проприоцептивной), ве-стибулярной, а также зрительной сенсорных систем. Чем сложнее трасса, тем выше требования к сенсорным функциям. На основе информации, по-ступающей в мозг, контролируется двигательная активность, эффектив-ность которой определяется степенью сокращения и расслабления мышц.
Лыжник-гонщик выполняет на дистанции циклическую скоростно-силовую работу различной мощности. Мощность работы характеризуется скоростью движения спортсмена, объемом потребления кислорода, а также частотой сердечных сокращений (ЧСС). При подъеме в гору скорость движения снижается, при этом увеличивается мощность работы, потребле-ние кислорода и частота сердечных сокращений. Взрослый опытный лыж-ник на дистанции потребляет 4-5 литров кислорода в минуту (около 80-90 % от максимального потребления кислорода МПК).
Частота сердечных сокращений при катании на лыжах составляет 160-190 ударов в минуту, увеличивается при подъемах в гору и при уско-рении до 200 ударов в минуту и более. Энергоснабжение во время катания на беговых лыжах в основном аэробное. При этом около 80-95 % энергии выделяется в результате окислительных процессов. По МПК лыжники за-нимают первое место среди спортсменов. Для наиболее квалифицирован-ных лыжников МПК составляет 5,5-6,5 л / мин или 75-90 мл / мин / кг. МПК и скорость, передвижения на лыжах тесно связаны (средний коэффи-циент корреляции составляет 0,87). При таком большом потреблении кис-лорода потребность в нем на расстоянии не полностью удовлетворяется, что приводит к увеличению концентрации молочной кислоты в крови и образованию кислородного долга (6-10 л к концу гонки). Такие особенно-сти энергоснабжения указывают на необходимость улучшения не только аэробных, но и анаэробных возможностей лыжников.
Общее потребление кислорода при катании на беговых лыжах очень велико. Чем больше расстояние, тем больше его нужно. Объем потребле-ния кислорода показывает потребление энергии. В среднем они 20-25 ккал / мин. Кислород доставляется в ткани, включая скелетные мышцы, дыха-тельной системой, кровообращением и кровью. Органы дыхания лыжни-ков развиты хорошо. Об этом свидетельствует большая жизненная емкость легких и хорошая вентиляция легких, а также другие показатели.
Тренировка лыжника-гонщика благотворно влияет на морфофунк-циональное состояние сердца. Объем сердца у лыжников в среднем со-ставляет 1070 см, у мужчин, не занимающихся спортом, - 760 см. Большой объем сердца (при сохранении сократимости миокарда) обеспечивает ми-нутный объем крови во время катания в среднем 25-30 литров. В состоя-нии покоя сердце подготовленных лыжников работает умеренно. Их пульс в среднем составляет около 40 ударов в минуту. Уменьшение ЧСС у лыж-ников сочетается с физиологической (синусовой) аритмией. Продолжи-тельность сердечных циклов неодинакова, что связано с усилением влия-ния блуждающего нерва на сердце.