Фрагмент для ознакомления
2
Семья на протяжении длительного времени играет одну из определяющих ролей в формировании личности ребенка, однако на каждом возрастном этапе роль и значение семьи меняются и имеют свои специфические особенности.
Семья является разновозрастной группой, в которой ребенок приобретает опыт общения и взаимодействия с людьми разных поколений, разного пола.
Серьезные социально-экономические и духовно-нравственные трудности нашей жизни являются существенным фактором, который дестабилизирует традиционные семейные отношения.
Семейная жизнь сложилась с давних пор так, что родительские обязанности делятся между отцом и матерью, и притом делятся неравномерно, но огромные проблемы в воспитании ребенка возникают с увеличением числа неполных семей и ныне не являются редкостью одинокая мать, разведенные родители.
Дети в полных и неполных семьях развиваются по одинаковым биологическим и психологическим закономерностям, на них распространяются одни и те же нормы воспитания. Общепризнанная разница заключается в том, что на одной стороне более благоприятные условия развития, чем на другой. Но и это относительно. Жизнь ребёнка только с матерью или только с отцом развивает в нём такие качества, которые невозможно найти у других детей. Приведут ли они к хорошему или плохому результату, зависит от целого ряда факторов.
Цель работы – провести исследование детско-родительских отношений в полных и неполных семьях.
Объектом работы является детско-родительские отношения.
Предметом исследования является оптимизация детско-родительских отношений в полной и неполной семье.
Гипотеза если проводить психолого-педагогическую работу с неполными семьями по оптимизации детско-родительских отношений, то развитие детей в таких семьях будет более гармоничным.
Задачи исследования:
охарактеризовать методы и организацию исследования;
провести анализ результатов исследования;
разработать программу коррекции детско-родительских отношений в неполных семьях с детьми старшего дошкольного возраста;
провести анализ результатов исследования.
Методы исследования:
Методика диагностики родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин).
Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.
Методика Рене Жиля. Данная методика позволяет выявить конфликтные зоны в системе межличностных отношений ребенка, давая тем самым возможность, воздействуя на эти отношения, влиять на дальнейшее развитие личности ребенка.
Тест «Рисунок семьи»: данная методика направлена на выявление эмоциональных проблем и трудностей взаимоотношений в семье. Это «высокоинформативное средство познания личности ребенка, отражающее то, как ребенок воспринимает себя и других членов семьи, какие чувства он переживает в семье».
1. Методы и организация исследования
Существует необходимость проведения исследования детско-родительских отношений в полных и неполных семьях.
В процессе исследования была выдвинута гипотеза: если проводить психолого-педагогическую работу с неполными семьями по оптимизации детско-родительских отношений, то развитие детей в таких семьях будет более гармоничным.
Исследование проводилось на базе Адыгейского государственного университета.
Эксперимент проходил в три этапа: разработка методики исследования, проведение исследования, анализ и интерпретация полученных данных.
Цель исследования – выявить особенности детско-родительских отношений в полных и неполных семьях.
В исследовании принимали участие учащиеся в возрасте 7-11 лет. Общее количество учащихся, принявших участие в исследовании, составило 40 человек. Мы разделили всех учащихся на две группы следующим образом: в контрольную группу вошли дети, которые воспитываются в полных семьях, в экспериментальную группу – дети, которые воспитываются в неполных семьях, т.е. где родители развелись.
Данные состава экспериментальной и контрольной групп представлены в Таблице 1.