Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Практика по получению профессиональных знаний и умений – это обязательная составляющая образовательного процесса, необходимая для подготовки квалифицированных работников, хорошо ориентирующихся не только в профильной теории, но и в реалиях трудовых будней.
Данный этап обучения осуществляется вне стен вуза – на базе учреждений, соответствующих будущей специальности студента.
Перенос учебного процесса в условия, максимально схожие с обстановкой будущей профессиональной деятельностью студента, – обязательный этап на пути получения высшего образования, обусловленный требованиями госстандартов и регламентированный приказом Минобразования и науки РФ.
Практика по получению профессиональных знаний и умений проходилась на базе ПАО «СБЕРБАНК».
Целью практики по получению профессиональных знаний и умений является исследование и анализ организации управления предприятием, углубление и закрепление теоретических знаний, умений и навыков при решении актуальных задач управления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить историю создания и основные направления деятельности ПАО «СБЕРБАНК»;
- дать общую характеристику компании ПАО «СБЕРБАНК»;
- провести анализ системы управления человеческими ресурсами в компании ПАО «СБЕРБАНК»;
- разработать мероприятия по сокращению рисков в компании ПАО «СБЕРБАНК»;
- дать оценку эффективности предложенных мероприятий по снижению рисков.
По окончании работы на предприятии предоставляется отчет руководителю, оформленный по стандарту, установленному программой практики.
Теоретической базой для написания отчета по практике послужили труды российских и зарубежных ученых.
1 ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Для анализа возьмем ПАО «СБЕРБАНК».
«Сбербанк» — российский финансовый конгломерат, крупнейший транснациональный и универсальный банк России, Центральной и Восточной Европы.
Контролируется Центральным банком Российской Федерации, которому принадлежит 50% уставного капитала плюс одна голосующая акция.
Исторически сложившаяся развитая территориальная сеть (почти 17,5 тыс. подразделений в 83 субъектах Российской Федерации, расположенных на территории 11 часовых поясов) способствует успехам банка на рынке розничного кредитования.
В настоящее время банк обслуживает 110 млн клиентов — больше половины населения страны, а за рубежом его услугами пользуется около 11 млн человек. Сбербанк также активно развивает свои приложения «Мобильный банк» и «Сбербанк Онлайн» с внушительной клиентской базой, насчитывающей более чем по 30 млн активных пользователей.
Предоставляет широкий спектр банковских услуг. Доля Сбербанка в общем объеме активов российского банковского сектора составляла на 1 января 2016 года 28,7 %.
На рынке частных вкладов — 46 %. Кредитный портфель соответствовал 38,7 % всех выданных кредитов населению.
Сбербанк входит в банковскую систему Российской Федерации и в своей деятельности руководствуется федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, в том числе нормативными актами Банка России, а также настоящим Уставом.
В Уставе содержатся следующие сведения:
- наименование банка и его местонахождение (почтовый и юридический адрес);
- перечень выполняемых им банковских операций;
- размер уставного капитала, резервного и иных фондов, образуемых банком;
- указание на то, что банк является юридическим лицом и действует на коммерческой основе;
-·данные об органах управления банка, порядке образования и функциях.
Таблица 1 – Информация ПАО «Сбербанк»
2 ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ЭТАП
Рассмотрим кадровую структуру компании ПАО «СБЕБАНК».
Проанализируем динамику численности персонала компании ПАО «СБЕРБАНК» за последние три года. Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 4 – Численность персонала компании ПАО «СБЕРБАНК» за 2018-2020 годы
Анализируя динамику численности сотрудников компании ПАО «СБЕРБАНК», можно сделать вывод, что за анализируемый период численность сотрудников сократилась на 17684 человека [20].
Положительной динамикой является сокращение числа уволенных сотрудников в 2020 году по сравнению с 2018 годом.
Рассмотрим распределение персонала ПАО «Сбербанк» по уровню образования. Для анализа персонала компании брались анкетные данные сотрудников ПАО «Сбербанк». После их анализа и подсчетов результатов можно подвести следующие итоги.
Распределение персонала компании ПАО «СБЕРБАНК» по уровню образования представлено на рисунке 1.
Рисунок 1 – Распределение персонала в компании «Сбербанк» по уровню образования, %
Анализируя данные распределения компании по уровню образования, можно сделать следующие выводы:
- основную часть персонала составляют сотрудники, имеющие высшее образование, их численность составляет 47 %;
- значительная часть персонала имеет среднее специальное образование – 23%.
Стоит отметить, что специалисты, имеющие неоконченное высшее образование выделены в отдельную группу, их доля составляет 17 %.
Можно сделать вывод, что необходимо повышать квалификацию персонала.
Кроме того, особое внимание следует уделить этапу отбора персонала, особое внимание при этом уделять уровня образования, эрудиции, уровню знаний будущих сотрудников [4].
Рассмотрим структуру персонала компании ПАО «Сбербанк», представленную на рисунке 2.
Таким образом, наибольшую долю составляют сотрудники исполнители – 71,3 %, сотрудники руководители занимают всего лишь 3,2 %.
Рисунок 2 – Структура персонала компании «Сбербанк»
Проанализируем динамику заработной платы специалиста в компании «Сбербанк». Результаты представлены на рисунке 3.
Рисунок 3 – Динамика зарплаты специалиста в компании ПАО «Сбербанк», руб.
Анализируя динамику заработной специалиста в компании ПАО «Сбербанк», можно сделать следующие выводы, что за последние пять лет рост заработной платы составил 32 500 рублей, так в 2016 года заработная плата составила 52500 рублей, а в 2020 г. – 85000 рублей [20].
Значительный рост заработной платы произошел в период с 2018 по 2019 год, составил 11 тысяч рублей.
Проанализируем структур персонала ПАО «СБЕРБАНК» по гендерному признаку. Результаты представлены на рисунке 4.
Рисунок 6. – Распределение персонала ПАО «СБЕРБАНК» по гендерному признаку
Анализируя данные рисунка, можно сделать вывод, что основную долю сотрудников компании ПАО «СБЕРБАНК» составляют женщины, их доля 62 %. Доля мужчин – 38 %.
В основном женщины являются сотрудниками бухгалтерии, операционистами, кассирами.
Рисунок 5 – Некомпетентность персонала ПАО «Сбербанк»
Анализируя данные, можно сделать вывод, что основной причиной некомпетентности персонала ПАО «Сбербанк» является отсутствие опыта работы в банковской сфере. Неумение применять профессиональные навыки также является достаточно серьезной причиной, влияющей на качество конечного продукта.
В основном проблема некомпетентности персонала затрагивает не личностные данные, а профессиональные, в связи с этим необходимо уделять особое внимание повышению квалификации персонала [9].
Таблица 5 – Корпоративные компетенции компании ПАО «СБЕРБАНК»
Наименование компетенции Характеристика
Работа в команде Активность в совместной работе
Учет мнений коллег при принятии решений
Партнерские отношения к коллегам
Ориентация на результат Работоспособность
Обязательность
Ответственность
Эффективная коммуникация Аргументация своей позиции
Прояснение позиции собеседника
Открытость новому Освоение новых технологий
Способность к обучению
Поиск лучших решений Изучение лучших практик
Предложение путей их совершенствования
Анализируя данные таблицы, можно сделать вывод, что одной из компетенций в компании ПАО «СБЕРБАНК» является освоение новых технологий.
Рассмотрим ответы экспертов экспресс диагностики состояния базовых компетенций компании ПАО «СБЕРБАНК».
Результаты ответа на вопрос: Общий стиль лидерства в организации? представлены на рисунке 6 (Приложение А).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Армстронг, М. Практика управления человеческими ресурсами: Учебник / М. Амстронг. - Издательство «Питер», 2018. - 824 с.
2. Жданкин, Н.А. Инновационный менеджмент: учебник / Н.А. Жданкин. - Москва: КНОРУС, 2017. - 316 с.
3. Зарецкий, А.Д. Менеджмент: учебник / А.Д. Зарецкий, Т.Е. Иванова. - М.: КНОРУС, 2016. - 268с.
4. Литвак, Б.Г. Стратегический менеджмент: учебник для бакалавров / Б. Г. Литвак. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 507 с.
5. Мальцева, С.В. Инновационный менеджмент: учебник для академического бакалавриата / под ред. С. В. Мальцевой. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 527 с.
6. Мардас, А.Н. Стратегический менеджмент: учебник и практикум для академического бакалавриата / А. Н. Мардас, О. А. Гуляева, И. Г. Кадиев - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 205 с.
7. Маслова, В.М. Управление персоналом: учебник и практикум для академического бакалавриата / В.М. Маслова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 492 с.
8. Мордвинникова, А.С. Идентификация товаров и услуг: методическое пособие для вузов / А.С. Мордвинникова. - М.: Терра, 2018. - 78 с.
9. Памбухчиянц, О.В. Технология розничной торговли: Учебник / О.В. Памбухчиянц. - 9 е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. - 288 с.
10. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов /Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. - 415 с.
11. Разумов, И.В. История менеджмента/ И.В. Разумов. - Ярославль: ЯрГУ, 2018. – 120 с.
12. Семиглазова, В.А. Инновационный менеджмент: учебное пособие / В.А.Семиглазов. - Томск: ЦПП ТУСУР, 2019. - 172 с.
13. Сидоров, М.Н. Стратегический менеджмент: учебник для СПО / М. Н. Сидоров. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 158 с.
14. Степанова, И.П. Инновационный менеджмент/ И.П. Степанова. - Саратовский социально-экономический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова». - Саратов, 2018. - 124 с.
15. Стратегический менеджмент: Теория и практика: Учебное пособие для вузов. - M.: Аспект Пресс, 2019. - 415 с.
16. Тебекин, А.В. Стратегический менеджмент: учебник для прикладного бакалавриата / А.В. Тебекин. - 2-е изд., пер. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 333 с.
17. Финансовый менеджмент: учебник [Текст] / Латышева Л.А., Склярова Ю.М., Скляров И.Ю., Фролко С.В., Глушко А.Я., Кулешова Л.В., Скребцова Т.В., Шамрина С.Ю., Собченко Н.В., Нестеренко А.В., Башкатова Т.Н., Урядова Т.Н., Капустина Е.И.; под общ. редакцией Л.А. Латышевой. - М.: МИРАКЛЬ, 2018. - 340 с.
18. Финансы: учебник / коллектив авторов; под ред. Е. В. Маркиной. - 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2016. - 432 с.
19. Фатхутдинов, Р. А. Инновационный менеджмент. Учебник, 4-е изд./ Р.А. Фатхутдинов - СПб.: Питер, 2017. - 400 с.
20. Финансовая отчетность за 2020 год компании ПАО «СБЕРБАНК»/ Финасовая отчетность, 2020. – 5с.
21. Юдин, А.П. Инновационный менеджмент. Учебное пособие/ А.П. Юдин. - ВШТЭ СПбГУПТД. - СПб., 2018. - 129 с.