Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Производственная практика (практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности) проходила в коммерческой организации АО «Тинькофф Банк» в период с 06.04.2022 по 19.04.2022 г.
Цель практики – сформировать профессиональные компетенции и овладеть методами управления финансово-хозяйственной деятельностью и финансовыми отношениями, возникающими в процессе движения финансовых ресурсов, методами финансово-экономического анализа.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
дать общую характеристику коммерческой организации;
кратко охарактеризовать отрасль, в которой функционирует организация, нормативно-правовое регулирование деятельности;
ознакомиться с финансовой отчетностью организации;
провести экономический анализ деятельности банка;
дать оценку эффективности деятельности организации.
Объект практики – АО «Тинькофф Банк».
Информационной базой для исследования являются нормативные документы в области деятельности кредитных организаций, учебная литература по исследуемой тематике, а также периодические и электронные источники.
В ходе выполнения работы применялись методы научного исследования: изучение научной литературы, монографических публикаций и статей, аналитический метод, классификация и группировка, методы прогнозирования.
Структура работы включает в себя: введение, семь глав, заключение, библиографический список и приложения.
1. История развития и организационная структура АО «Тинькофф Банк»
Полное название: Акционерное общество «Тинькофф Банк». Краткое название: АО «Тинькофф Банк». Регистрационный номер: 2673.
Банк зарегистрирован 28 января 1994 г. Центральный офис банка расположен по адресу: Москва, 123060, 1-й Волоколамский проезд, д. 10, стр. 1. Ранее банк также назывался: ХИММАШБАНК (до 31 января 2007 г.).
Банк относится к кредитным организациям со 100% иностранным капиталом.
Банк является участником Международных платежных систем MasterCard и VISA в статусе принципал. Также банк является прямым участником платежной системы «МИР».
В соответствии с решением единственного акционера от 16 января 2015 года фирменное наименование банка «Тинькофф Кредитные Системы» Банк (ТКС БАНК) было изменено на АО «Тинькофф Банк».
12 марта 2015 года в Единый государственный реестр юридических лиц была внесена запись о регистрации новой редакции Устава Банка с новым фирменным наименованием. В связи с этим Лицензия на осуществление банковских операций была переоформлена.
Банк является головной организацией банковской группы компаний «Тинькофф», которая объединяет в единую экосистему различные направления бизнеса от финансовой и банковской сферы до разработки цифровых проектов и образовательных программ. Клиентами группы являются 11 миллионов человек по всей России. Головная компания TCS Group зарегистрирована на Кипре.
Группа компаний «Тинькофф» работает преимущественно на территории Российской Федерации, а основную деятельность холдинга можно отнести одновременно как к отрасли цифровых технологий, так и к сфере финансовых услуг. При этом основной доход приносит банковская деятельность.
Помимо «Тинькофф Банка», в структуру холдинга входят следующие организации.
АО «Тинькофф Страхование» оказывает следующие виды страховых услуг: страхование здоровья и жизни, страхование имущества, автострахование, страхование финансовых рисков, страхование выезжающих за рубеж и прочие.
ООО «Тинькофф Мобайл» — виртуальный оператор, предоставляющий услуги мобильной связи.
ООО «Тинькофф Капитал» — управляющая компания, созданная в 2019 г. для управления инвестиционными, паевыми и негосударственными пенсионными фондами.
ООО «Микрофинансовая организация «Т-Финанс» осуществляет выдачу кредитов клиентам на небольшой срок под высокий процент.
TCS Finance D. A. C. — структурная организация холдинга, которая занимается выпуском долговых ценных бумаг для группы компаний «Тинькофф». При этом TCS Group не принадлежат акции TCS Finance D. A. C., права голоса также нет.
ООО «Феникс» — агентство, занимающееся взысканием долгов.
ООО «Тинькофф Центр Разработки» и ООО «Финтех Центр Разработки» — технологические компании, оказывающие услуги по разработке программного обеспечения.
ООО «Клаудпэйментс» — технологическая компания, которая работает в сфере онлайн-эквайринга в России и занимается разработкой системы онлайн-платежей.
ООО «Тинькофф Инвест Лаб»— инфраструктурная компания, созданная для поддержки иоптимизации инвестиционных услуг TCS Group.
АНО «Тинькофф Образование» — некоммерческая организация, работающая в сфере онлайн-образования. Под эгидой организации проводятся образовательные программы для школьников, студентов и выпускников.
Структура акционерного капитала TCS Group представлена на рисунке 1.
Источник: раскрытие состава акционеров на сайте «Тинькофф»
Рис.1. Структура акционерного капитала на 31.12.2021, %
40,4% акций принадлежит семейному трасту основателя компании Олега Тинькова. Ещё 6,5% акций принадлежит менеджменту группы компаний «Тинькофф». Оставшиеся 53,1% акций принадлежат прочим акционерам.
АО «Тинькофф Банк» представляет собой кредитную организацию, полностью сфокусированную на дистанционном обслуживании и не имеющей розничных подразделений. Штаб квартира банка располагается в Москве.
Основные направления деятельности АО «Тинькофф Банк»:
- кредитование физических лиц, в том числе с использованием кредитных карт;
- привлечение средств физических лиц как на счета до востребования, так и в качестве срочных вкладов;
- расчетно-кассовое обслуживание индивидуальных предпринимателей, а также предприятий малого и среднего бизнеса;
- привлечение, в зависимости от рыночных условий, долгового финансирования из различных сегментов – российские облигации, займы юридических лиц в рамках размещения еврооблигаций, субординированные кредиты, срочные депозиты юридических лиц.
Банк обслуживает физических и юридических лиц и предоставляет им полный комплекс дистанционного обслуживания.
Основным продуктом банка для физических лиц являются кредитные и дебетовые карты, а также вклады. Кроме карточных продуктов АО «Тинькофф Банк» предлагает физическим лицам выпуск кобрендовых карт, целевые кредиты на покупки в обычных и интернет-магазинах.
В октябре 2016 года Тинькофф Банк запустил сервис Тинькофф Инвестиции совместно с БКС-брокер. Клиентам в онлайн режиме доступны операции на финансовых рынках с акциями, облигациями, индивидуальными лицевыми счетами.
Для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц АО «Тинькофф Банк» предлагает следующие виды услуг: расчетно-кассовое обслуживание, корпоративные карты, зарплатный проект, торговый и интернет-эквайринг, РОS-кредитование, банковские гарантии и кредиты, онлайн-кассы и сервис по ведению бухгалтерского учета удаленно.
Через свою ипотечную платформу Тинькофф Банк привлекает ипотечных клиентов для банков-партнеров.
Банк широко использует системы автоматизации для совершенствования бизнес-процессов, такие как голосовая идентификация для защиты от мошенников и ускорения работы колл-центра, технологии обработки «биг дата», в том числе из социальных сетей, для прогнозирования рисков с возвратом задолженности.
Бизнес-модель АО «Тинькофф Банк» строится на использовании современных информационных технологий наряду с преимуществами отсутствия филиалов и наличия квалифицированного персонала. Это позволяет АО «Тинькофф Банк» сокращать операционные расходы и приспосабливаться к меняющимся условиям российского розничного финансового рынка [22].
Для физических лиц АО «Тинькофф Банк» разработал сервис «Личный кабинет» на собственной платформе. С помощью интернет-банка частные клиенты могут оплачивать услуги, открывать депозиты, совершать платежи, конвертировать валюту и совершать остальные банковские операции. Кроме web-версии имеется мобильное приложение «Тинькофф» для Android и iOS, поэтому доступ к информации по счетам можно получить в любое время. В мобильном приложении «Тинькофф» предусмотрен голосовой помощник Олег, который проконсультирует клиента, как можно приумножить его средства через вклады, даст советы по накоплениям и ведению финансов, напомнит о неоплаченных счетах, налогах и штрафах и т.д. Мобильное приложение «Тинькофф» неоднократно получало российские и международные награды. С помощью телефона клиент банка может сделать все, что и в отделении оф-флайн-банка.
Контакт-центр АО «Тинькофф Банк» является важным слагаемым бизнеса. Дистанционное обслуживание клиентов предполагает в режиме реального времени активацию кредитных и дебетовых карт, оформление заявок на вклады, информирование клиентов по состоянию счетов, консультирование по кредитным, депозитным и иным продуктам банка, подключение и отключение дополнительных сервисов и др. Ежемесячно контакт-центр АО «Тинь-кофф Банк» делает около 15 млн исходящих звонков, отвечает на более чем 3 млн входящих звонков, 2,5 млн электронных писем, 3 тыс. обычных писем, а также отвечает на 70 тыс. запросов в социальных сетях и на интернет-форумах. С расширением клиентской базы нагрузка на контакт-центр растет. Ведется постоянный мониторинг уровня удовлетворенности качеством обслуживания клиентов АО «Тинькофф Банк». Согласно данным годового отчета АО «Тинькофф Банк» за 2020 г., 95 % клиентов, пользующихся услугами от 3 месяцев и более, довольны качеством обслуживания [22].
Для дистанционного управления финансами организаций разработан интернет-банк «Тинькофф Бизнес» на собственной технологической платформе. Для смартфонов и планшетов на платформах iOS и Android АО «Тинькофф Банк» предлагает мобильный банк, обладающий всем необходимым функционалом и позволяющий управлять финансами из любой точки мира. Для бизнеса банк предлагает несколько тарифов на расчетно-кассовое обслуживание. При этом открытие счета происходит в кратчайшие сроки, а реквизиты становятся доступными практически сразу же после подачи заявки; в первые 2-6 месяцев (в зависимости от условий) обслуживание бесплатное, далее - 490 руб. /месяц (одна из самых низких цен сейчас на рынке) [23]. Бонусом для новых клиентов является реклама: до 10 тыс. руб. в сервисе «Яндекс.Директ» и до 5 тыс. руб. в социальной сети «ВКонтакте».
Отличительная особенность Тинькофф Банка в том, что это моноофисное учреждение. Его единственное представительство находится в Москве. Однако стать пользователем этого банка могут жители любого населенного пункта России. Возможно это благодаря тому, что все услуги и сервисы предоставляются дистанционно, через личный кабинет, мобильное приложение или колл-центр компании. Все каналы доступа к банку работают в круглосуточном режиме.
В облачном контакт-центре задействовано больше 10 000 сотрудников, что позволяет оперативно предоставлять банковские услуги в кратчайшие сроки после оформления онлайн-заявки.
По технической реализации и исполнению банк Тинькофф был признан лучшим на территории России. Такое звание было ему присвоено известными финансовыми аналитиками — Deloitte и MarkswebbRank.Report [23].
Преимуществами электронной бизнес-модели АО «Тинькофф Банк» являются:
1. АО «Тинькофф банк» - это инновационный онлайн-провайдер финансовых услуг. Все продукты и большинство внутренних ИТ-систем АО «Тинькофф Банк» разработаны самой компанией. Ключевые ресурсы АО «Тинькофф Банк» - IT-специалисты (70 % сотрудников штаб-квартиры в г. Москве), которые каждый день создают лучшие цифровые продукты [22].
2. Отсутствие филиальной сети обеспечивает низкий уровень постоянных затрат и быструю адаптацию к меняющейся внешней среде.
3. Мобильное приложение «Тинькофф», объединяющее в себе классический онлайн-банкинг и другие финансовые услуги, а также лайфстайл-сервисы в разных сферах жизни, дает возможность собирать уникальную и исчерпывающую информацию о каждом клиенте банка на основе обезличенного анализа его транзакций, чеков, результатов опроса клиентов и др., что позволяет не только эффективно продавать клиенту товары и услуги, но и оценить его кредитоспособность.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Российская Федерация. Законы. О банках и банковской деятельности : Федеральный закон от 02.12.1990 г. № 395-1 : редакций от 06 марта 2022 года. - Текст: электронный // СПС «КонсультантПлюс» [сайт] - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5842/ (дата обращения 26.03.2022).
2. Российская Федерация. Законы. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) : Федеральный закон от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ: редакций от 30 декабря 2021 года : принят Государственной думой 27 июня 2002 года. - Текст: электронный // СПС «КонсультантПлюс» [сайт] - URL:: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37570/ (дата обращения 26.03.2022).
3. Банковское дело : учебник / Лаврушин О.И., под ред., Бровкина Н.Е., Валенцева Н.И., Варламова С.Б., Гурина Л.А., Дадашева О.Ю., Ершова Т.А., Казанкова Н.С., Ковалева Н.А. — Москва: КноРус, 2021. — 630 с. — ISBN: 978-5-406-08327-7. — Текст : непосредственный.
4. Банковские операции учебное пособие / Лаврушин О.И., под ред., Валенцева Н.И., Ларионова И.В., Мамонова И.Д., Московская Н.А., Ольхова Р.Г., Соколинская Н.Э. — Москва: КноРус, 2021. — 379 с. — ISBN 978-5-406-07874-7. — Текст : непосредственный.
5. Бровкина, Н.Е. Банк и банковские операции: учебник / Бровкина Н.Е., Лаврушин О.И., Варламова С.Б., Гаврилин А.В., Гурина Л.А., Дадашева О.Ю., Ершова Т.А., Казанкова Н.С., Ковалева Н.А., Ларионова И.В. — Москва : КноРус, 2020. — 268 с. — ISBN 978-5-406-04411-7. — Текст : непосредственный.
6. Быканова, Н.И. Тенденции и закономерности процесса цифровизации банковского сектора / Н.И. Быканова, Д.В. Гордя, Д.В. Евдокимов. — Текст : непосредственный // Научный результат. Экономические исследования. – 2020. – №2. – С.42-51.
7. Губин, А.В. Эффективность онлайн-банкинга для физических лиц и клиентоориентированность банка / А.В. Губин, Г.М. Мишулин. — Текст : непосредственный // Практический маркетинг. – 2020. – №1 (275). – С.29-37.
8. Ганиева, З. М. Дистанционное банковское онлайн-обслуживание / З. М. Ганиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2019. – № 24 (262). – С. 325-326.
9. Дьякова, О.Н. Содержание системы дистанционного банковского обслуживания / О.Н. Дьякова. — Текст : электронный // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — №1 — Часть 1. — URL: science-education.ru›pdf/2015/1/284.pdf (дата обращения 26.03.2022).
10. Иода, Ю.В. Развитие системы электронного обслуживания в банковской деятельности / Ю.В. Иода — Текст: непосредственный // Социально-экономические явления и процессы. – 2018. – №4. – С.152-163.
11. Косарев, В.Е. Экосистема как новая модель развития банка / В.Е. Косарев, Г.М. Иараджули — Текст : непосредственный // Финансовые рынки и банки. – 2020. – №1. – С.58-62.
12. Кох, Л.В. Банки и финтех-компании: конкуренты или партнеры / Л.В. Кох, Ю.В. Кох. — Текст : непосредственный // Вестник ЗабГУ. – 2019. – №6. – С.111-121.
13. Маркова, О.М. Организация деятельности коммерческого банка : учебник / Маркова О.М. — Москва: КноРус, 2021. — 531 с. — ISBN 978-5-406-05637-0. — Текст : непосредственный.
14. Наточеева, Н. Н. Банковское дело : учебное пособие для бакалавров / Н. Н. Наточеева, Э. И. Абдюкова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К"», 2019. — 158 с. — ISBN 978-5-394-02715-4. — Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1091126 (дата обращения: 16.04.2022). — Режим доступа: по подписке.
15. Полянин, А.В. Направления применения цифровых технологий в банковском секторе России / А.В. Полянин, С.А. Долгова, Т.Н. Иващенко. — Текст : непосредственный // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. – 2019. – №3. – С.146-153.
16. Роганова, С.Ю. Исследование и анализ использования дистанционного банковского обслуживания на основе рассмотрения его преимуществ и недостатков / С.Ю. Роганова, В.С. Матюкова. — Текст : непосредственный // Экономика, предпринимательство и право. – 2017. – Том 7. – № 4. – С. 217-224.
17. Сироткин, А.С. Особенности трансформации способов ведения банковского розничного бизнеса в современных условиях / А.С. Сироткин. — Текст : непосредственный // Креативная экономика. – 2019. – Том 13. – № 5. – С. 979-990.
18. Финансы, деньги, кредит, банки: учебное пособие / Сысоева Е.Ф., под ред., Абрамов С.А., Долгова О.В. [и др.]. — Москва: КноРус, 2021. — 552 с. — ISBN 97854060185. — Текст : непосредственный.
19. Чадаева, Т.В. Инновационные проекты российских и зарубежных банков / Т.В. Чадаева. — Текст : непосредственный // Инновации и инвестиции. – 2018. – №9. – С.48-53.
20. Шигильчева, С.А. Особенности бизнес-модели АО "Тинькофф Банк" как субъекта электронного бизнеса / С.А. Шигильчева, А.В. Христофорова, Е.Н. Смирнова. — Текст : непосредственный // Вестник РУК. — 2020. — №2 (40). — С.113-117.
21. АО «Тинькофф Банк»: годовой отчет за 2020 год — Текст : электронный // Центр раскрытия корпоративной информации. — URL: https://www.e-disclosure.ru (дата обращения 26.03.2022).
22. Рейтинги банка АО «Тинькофф Банк» по ключевым показателям деятельности — Текст: электронный. — URL: https://www. banki.ru/banks (дата обращения 26.03.2022).
23. Структурный анализ балансового отчета «Тинькофф Банк» // Анализ банков: портал банковской аналитики. — Текст : электронный. — URL: https://analizbankov.ru (дата обращения 26.03.2022).