Фрагмент для ознакомления
2
В образовательной среде, как и в других социальных системах, характерны межличностные отношения, в рамках которых неизбежно возникают конфликты между подростками. Хотя литературе посвящено множество исследований конфликта и конфликтного поведения, преобладающее число из них основывается на психологическом подходе к данной проблематике.
Конфликты в образовательной системе возникают на фоне противоречий, но стоит отметить, что не каждое противоречие неизбежно приводит к конфликту. Ключевыми моментами, вызывающими конфликтные ситуации, являются нарушение устойчивых взаимоотношений, потеря взаимопонимания и доверия между учащимися. Это влияет на интересы участников конфликта, вызывая у них чувство неудовлетворенности и напряжения.
Продолжительное неразрешение конфликта в образовательных учреждениях может стать источником стресса для учащихся, что, в свою очередь, ведет к эмоциональному напряжению и может спровоцировать дезинтеграцию физиологических функций. Таким образом, решение и управление конфликтными ситуациями в образовательной среде имеет критическое значение для поддержания эффективного учебного процесса и психологического здоровья подростков.
Цель исследования состоит в определении влияния тревожности на поведение в конфликтных ситуациях у подростков.
Тревожность представляет собой сложное психоэмоциональное состояние, характеризующееся ожиданием угрозы или опасности, которое может существенно влиять на поведение и психическое состояние человека. В психологической науке это явление привлекает внимание множества исследователей, поскольку тревожность не только сопровождает многие расстройства, но и влияет на повседневную жизнь и качество взаимодействия с окружающим миром.
Феномен тревожности анализируется в рамках различных теоретических подходов, что позволяет глубже понять его природу и механизмы проявления. Это состояние может иметь как кратковременный характер, так и превращаться в длительное или хроническое, влияя на способность индивида адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Важность понимания тревожности обусловлена необходимостью разработки эффективных методов диагностики и интервенции, которые могли бы помочь людям в управлении этими чувствами и улучшении общего психологического благополучия.
Тревожность, являясь индивидуальной психологической характеристикой, определяется как склонность личности к частым и глубоким переживаниям тревожных состояний, при этом порог для их возникновения оказывается существенно сниженным. В рамках изучения данной характеристики было установлено, что тревожность также проявляется как тенденция к повышенному беспокойству в разнообразных жизненных обстоятельствах, включая те ситуации, которые объективно не предполагают наличия поводов для тревоги [2].
Тревожность – это комплекс эмоциональных состояний таких, как страх, беспокойство, стыд, вина и другие, которые оказывают неблагоприятное влияние на самореализацию личности, мешая человеку добиться успехов в жизни [1].
Изолированный эпизод тревожного состояния может эволюционировать в долговременное состояние тревожности, характеризующееся постоянным ожиданием потенциальной опасности, что, в свою очередь, провоцирует возникновение беспокойства. Важно подчеркнуть, что данная эмоция может быть интерпретирована как страх, однако это преимущественно проявление тревоги в специфической форме.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гавриш, В.В. Исследование взаимосвязи уровня тревожности и самооценки высших учебных заведений / В.В. Гавриш // Образование и наука. – 2019. – №5. – С.213-219.
2. Звенигородская, М.А. Тревожность в современном обществе: определение, значение и влияние данного феномена на поведение людей / М.А. Звенигородская // Молодой ученый. - 2020. - № 4 (294). - С. 256-258.
3. Самыгин, С.И. Психология молодежи / С.И. Самыгин, Л. Д. Столяренко, В. И. Бондин [и др.]. – Москва: РУСАЙНС, 2020. – 404 с.