Содержание:
Студенты по-разному воспринимают период сессии. Для одних этот эпизод сопряжен с суетой, волнениями, повторением материала ночами напролет. Для них высокая оценка – дело принципиальное. Другие к экзаменам относятся проще. Для них неважен результат по отметкам, главное сдать хоть как-нибудь и закрыть вопрос. Одно дело, когда студента все устраивает и даже полученная тройка с натяжкой уже повод для грандиозного праздника. Но бывают ситуации, когда ожидания не совпадают с реальностью. Например, рассчитывал на заслуженную пятерку, а преподаватель по непонятным причинам поставил более низкий бал. В первую очередь, такой разворот событий не устроит тех, кто может автоматически лишиться стипендии и студентов-отличников, претендующих на красный диплом. Если оценка, которую студент получил, его не устраивает и есть реальные основания полагать, что результат несправедлив, восстановить истину можно с помощью апелляции. Сегодня рассмотрим, как оспорить оценку, полученную на экзамене, и в каких случаях целесообразно оспаривать отметки.
Если вам интересно, как выставляют оценки в аттестат за 11 класс, по каким принципам рассчитывается средний балл из итоговых оценок и на что вообще влияют эти отметки, переходите по ссылке.
Основные причины плохих оценок на экзаменах
Каждый студент вкладывает свой смысл в понятие «плохая оценка». Скажем так, это балл, которой вас не устраивает.
Получить неудовлетворительную отметку за экзамен можно в следующих случаях:
- Пробелы в знаниях и низкий уровень подготовки к сдаче экзамена. Понятно, что во всех провалах принято винить кого-то, в том числе и преподавателя. Но если вы хотите, чтобы справедливость восторжествовала, то в первую очередь будьте честны с собой. Насколько вдумчиво и качественно готовились к экзамену? Студентам свойственно все откладывать на последний день. Разумеется, досконально выучить весь объем в сжатые сроки не представляется возможным, поэтому не стоит удивляться плохой оценке за экзамен, она вполне справедлива.
- Преподаватель придирается к студенту. В этой ситуации стоит детально разобраться, чем вызвано предвзятое отношение и насколько оно обосновано? На пустом месте без повода вряд ли кто-то будет придираться и целенаправленно валить на экзамене. Тем более если студент демонстрировал маломальскую вовлеченность, ходил на пары, вовремя сдавал рефераты и другие задания. Обычно «личная неприязнь» преподавателя на экзамене возникает по причине систематических пререканий или плохой посещаемости со стороны студента. Если вы весь семестр прогуливали или вступали в перепалки, то вполне логично, что преподаватель будет настроен негативно.
Студент в перечисленных случаях имеет право оспорить оценку, полученную на экзамене. Другой вопрос, что при таких обстоятельствах подача апелляции – не самое лучшее решение, точнее это просто бессмысленно.
Когда целесообразно подавать апелляцию на оценку, полученную на экзамене
Инициировать процедуру обжалования оценок стоит в тех ситуациях, когда студент уверен в своих знаниях и правоте. То есть нужны очевидные аргументы и доказательства, указывающие на то, что оценка была занижена необоснованно.
Апелляция – это заявление студента на имя декана с целью обжаловать результат экзамена. В документе ученик перечисляет нарушения, которые были допущены преподавателем в процессе экзамена, что повлекло незаслуженное снижение балла.
Вот несколько объективных обстоятельств, которые могут стать поводом для оспаривания оценки:
- Нарушен процесс, регламентирующий порядок организации и проведения экзамена.
- Нарушены требования, предъявляемые к критериям оценивания результатов экзамена.
- Некорректно составлен билет. Например, расплывчато сформулированы условия задачи, присутствуют терминологические неточности, неоднозначная постановка вопроса, предусматривающая двоякие трактовки, которые потом могут расцениваться экзаменатором как ошибка.
- Другие веские причины и обстоятельства. Например, плохое самочувствие, слишком шумная аудитория, другие факторы, поспособствовавшие занижению оценки.
Свое несогласие студент выражает в тех случаях, когда, по его мнению, есть реальные основания считать, что оценка поставлена неправильно. Однако выбирать в качестве нарушений ничем не подкрепленные надуманные предположения – сомнительная идея. Даже если вам кажется, что преподаватель относится предвзято к вашей личности и специально занижает оценки на этой почве, подумайте, чем вы это сможете мотивированно доказать? Правильно, по большому счету ничем. На практике такие ситуации большая редкость. Если студент держится уверенно и выступает блестяще на экзамене, то при всем желании никто к нему цепляться из вредности не будет.
Порядок оспаривания оценки, полученной на экзамене
Подробные условия обжалования оценок по промежуточным аттестациям устанавливаются внутренними правилами в каждом вузе индивидуально. Взять этот документ для ознакомления можно в деканате. Если не хотите «заваривать кашу» с апелляциями, то можно изначально попробовать разобраться в ситуации мирным путем без официоза и заявлений. После оглашения оценки, которая вас не устраивает, подойдите спокойно к преподавателю и постарайтесь культурно выяснить у него, что было не так в вашем ответе. Если диалог не удался, педагог не смог вразумительно разъяснить причины низкого балла, либо вовсе отказался показать работу с ошибками, тогда остается обращаться к декану для урегулирования спора.
Процедура оспаривания оценки по экзамену состоит из нескольких шагов. Вот краткий алгоритм действий:
- Подача заявления. Выражать свое несогласие с результатами экзамена нужно без промедлений. По общим правилам апелляция подается в день сдачи экзамена/оглашения оценок. То есть в течение оставшегося рабочего дня студенту необходимо подготовить письменное заявление в двух экземплярах на имя декана и завизировать его у секретаря. После сдачи заявления нужно ожидать решения.
- Рассмотрение апелляции. В спорных ситуациях создается специальная комиссия, уполномоченная заниматься такими вопросами. В ее состав входят несколько преподавателей, которые рассматривают несогласие студента, анализируют изложенные факты и путем голосования решают дальнейшую судьбу заявления.
- Слушания. В ходе процедуры оцениваются позиции экзаменуемого и экзаменатора. Каждый из участников должен высказать свою точку зрения. Соответственно, студент объясняет, с чем и почему он не согласен, а преподаватель обосновывает, почему он поставил именно такую оценку. Так как инициатором выступает студент, ему особенно важно аргументировано перечислить нарушения, которые были допущены преподавателем. После заслушивания сторон комиссия принимает беспристрастное решение.
- Промежуточное решение. Этот этап может развиваться по трем сценариям. Первый: если были установлены откровенные нарушения, то студенту повысят оценку автоматически. На практике такой исход – крайне редкое явление, соответственно рассчитывать на него особо не стоит. Второй вариант наиболее распространенный: назначают пересдачу экзамена. Третий: аргументы студента были неубедительны, комиссия не выявила нарушений, поэтому отказывает в удовлетворении апелляции и пересдаче. То есть оценка остается на прежнем уровне.
- Заключительная стадия. Если была назначена пересдача экзамена, то студент готовится и вновь демонстрирует знания по предмету. Далее комиссией выставляется итоговая оценка, решение оформляется протоколом и на этом рассмотрение апелляции заканчивается.
Теперь вы знаете, как выглядит процедура оспаривания оценок по экзаменам. Умение отстаивать свою точку зрения необходимо каждому взрослому человеку. Но прежде чем вступать в спор, следует по-честному оценить свои силы, а также возможные последствия после начатых апелляционных разбирательств. Учебный процесс полон сюрпризов, не всегда приятных. Какие бы трудности не возникли, наш студенческий сервис всегда готов оказать профессиональную помощь.