Офисы по всей России и в г. Санкт-Петербурге

Ваш город - Санкт-Петербург

Авторам

Как оспорить оценку, полученную на экзамене

6 июня 2024 г.

Время чтения 6 минут

Содержание

Содержание:

Студенты по-разному воспринимают период сессии. Для одних этот эпизод сопряжен с суетой, волнениями, повторением материала ночами напролет. Для них высокая оценка – дело принципиальное. Другие к экзаменам относятся проще. Для них неважен результат по отметкам, главное сдать хоть как-нибудь и закрыть вопрос. Одно дело, когда студента все устраивает и даже полученная тройка с натяжкой уже повод для грандиозного праздника. Но бывают ситуации, когда ожидания не совпадают с реальностью. Например, рассчитывал на заслуженную пятерку, а преподаватель по непонятным причинам поставил более низкий бал. В первую очередь, такой разворот событий не устроит тех, кто может автоматически лишиться стипендии и студентов-отличников, претендующих на красный диплом. Если оценка, которую студент получил, его не устраивает и есть реальные основания полагать, что результат несправедлив, восстановить истину можно с помощью апелляции. Сегодня рассмотрим, как оспорить оценку, полученную на экзамене, и в каких случаях целесообразно оспаривать отметки.

Если вам интересно, как выставляют оценки в аттестат за 11 класс, по каким принципам рассчитывается средний балл из итоговых оценок и на что вообще влияют эти отметки, переходите по ссылке.

Основные причины плохих оценок на экзаменах

Каждый студент вкладывает свой смысл в понятие «плохая оценка». Скажем так, это балл, которой вас не устраивает. 

Получить неудовлетворительную отметку за экзамен можно в следующих случаях:

  1. Пробелы в знаниях и низкий уровень подготовки к сдаче экзамена. Понятно, что во всех провалах принято винить кого-то, в том числе и преподавателя. Но если вы хотите, чтобы справедливость восторжествовала, то в первую очередь будьте честны с собой. Насколько вдумчиво и качественно готовились к экзамену? Студентам свойственно все откладывать на последний день. Разумеется, досконально выучить весь объем в сжатые сроки не представляется возможным, поэтому не стоит удивляться плохой оценке за экзамен, она вполне справедлива. 
  2. Преподаватель придирается к студенту. В этой ситуации стоит детально разобраться, чем вызвано предвзятое отношение и насколько оно обосновано? На пустом месте без повода вряд ли кто-то будет придираться и целенаправленно валить на экзамене. Тем более если студент демонстрировал маломальскую вовлеченность, ходил на пары, вовремя сдавал рефераты и другие задания. Обычно «личная неприязнь» преподавателя на экзамене возникает по причине систематических пререканий или плохой посещаемости со стороны студента. Если вы весь семестр прогуливали или вступали в перепалки, то вполне логично, что преподаватель будет настроен негативно. 

Студент в перечисленных случаях имеет право оспорить оценку, полученную на экзамене. Другой вопрос, что при таких обстоятельствах подача апелляции – не самое лучшее решение, точнее это просто бессмысленно. 

Когда целесообразно подавать апелляцию на оценку, полученную на экзамене

Инициировать процедуру обжалования оценок стоит в тех ситуациях, когда студент уверен в своих знаниях и правоте. То есть нужны очевидные аргументы и доказательства, указывающие на то, что оценка была занижена необоснованно.

Апелляция – это заявление студента на имя декана с целью обжаловать результат экзамена. В документе ученик перечисляет нарушения, которые были допущены преподавателем в процессе экзамена, что повлекло незаслуженное снижение балла.

Вот несколько объективных обстоятельств, которые могут стать поводом для оспаривания оценки:

  1. Нарушен процесс, регламентирующий порядок организации и проведения экзамена.
  2. Нарушены требования, предъявляемые к критериям оценивания результатов экзамена.
  3. Некорректно составлен билет. Например, расплывчато сформулированы условия задачи, присутствуют терминологические неточности, неоднозначная постановка вопроса, предусматривающая двоякие трактовки, которые потом могут расцениваться экзаменатором как ошибка.
  4. Другие веские причины и обстоятельства. Например, плохое самочувствие, слишком шумная аудитория, другие факторы, поспособствовавшие занижению оценки.

Свое несогласие студент выражает в тех случаях, когда, по его мнению, есть реальные основания считать, что оценка поставлена неправильно. Однако выбирать в качестве нарушений ничем не подкрепленные надуманные предположения – сомнительная идея. Даже если вам кажется, что преподаватель относится предвзято к вашей личности и специально занижает оценки на этой почве, подумайте, чем вы это сможете мотивированно доказать? Правильно, по большому счету ничем. На практике такие ситуации большая редкость. Если студент держится уверенно и выступает блестяще на экзамене, то при всем желании никто к нему цепляться из вредности не будет.

Порядок оспаривания оценки, полученной на экзамене

Подробные условия обжалования оценок по промежуточным аттестациям устанавливаются внутренними правилами в каждом вузе индивидуально. Взять этот документ для ознакомления можно в деканате. Если не хотите «заваривать кашу» с апелляциями, то можно изначально попробовать разобраться в ситуации мирным путем без официоза и заявлений. После оглашения оценки, которая вас не устраивает, подойдите спокойно к преподавателю и постарайтесь культурно выяснить у него, что было не так в вашем ответе. Если диалог не удался, педагог не смог вразумительно разъяснить причины низкого балла, либо вовсе отказался показать работу с ошибками, тогда остается обращаться к декану для урегулирования спора.  

Процедура оспаривания оценки по экзамену состоит из нескольких шагов. Вот краткий алгоритм действий:

  1. Подача заявления. Выражать свое несогласие с результатами экзамена нужно без промедлений. По общим правилам апелляция подается в день сдачи экзамена/оглашения оценок. То есть в течение оставшегося рабочего дня студенту необходимо подготовить письменное заявление в двух экземплярах на имя декана и завизировать его у секретаря. После сдачи заявления нужно ожидать решения.
  2. Рассмотрение апелляции. В спорных ситуациях создается специальная комиссия, уполномоченная заниматься такими вопросами. В ее состав входят несколько преподавателей, которые рассматривают несогласие студента, анализируют изложенные факты и путем голосования решают дальнейшую судьбу заявления.
  3. Слушания. В ходе процедуры оцениваются позиции экзаменуемого и экзаменатора. Каждый из участников должен высказать свою точку зрения. Соответственно, студент объясняет, с чем и почему он не согласен, а преподаватель обосновывает, почему он поставил именно такую оценку.  Так как инициатором выступает студент, ему особенно важно аргументировано перечислить нарушения, которые были допущены преподавателем. После заслушивания сторон комиссия принимает беспристрастное решение.
  4. Промежуточное решение. Этот этап может развиваться по трем сценариям. Первый: если были установлены откровенные нарушения, то студенту повысят оценку автоматически. На практике такой исход – крайне редкое явление, соответственно рассчитывать на него особо не стоит. Второй вариант наиболее распространенный: назначают пересдачу экзамена. Третий: аргументы студента были неубедительны, комиссия не выявила нарушений, поэтому отказывает в удовлетворении апелляции и пересдаче. То есть оценка остается на прежнем уровне.
  5. Заключительная стадия. Если была назначена пересдача экзамена, то студент готовится и вновь демонстрирует знания по предмету. Далее комиссией выставляется итоговая оценка, решение оформляется протоколом и на этом рассмотрение апелляции заканчивается.

Теперь вы знаете, как выглядит процедура оспаривания оценок по экзаменам. Умение отстаивать свою точку зрения необходимо каждому взрослому человеку. Но прежде чем вступать в спор, следует по-честному оценить свои силы, а также возможные последствия после начатых апелляционных разбирательств. Учебный процесс полон сюрпризов, не всегда приятных. Какие бы трудности не возникли, наш студенческий сервис всегда готов оказать профессиональную помощь.

Самые популярные статьи