Журналистика – интересная специальность, которая позволяет творческому студенту реализовать свой потенциал. На последнем году обучения необходимо написать дипломную работу. Тему исследования важно выбрать заранее. Она должна быть интересной, раскрывать интересные вопросы. Подойти к выбору тематику нужно ответственно. В этой статье мы поможем в этом вопросе и предложим примерный перечень тем.
Как выбрать тему?
При выборе темы для дипломного исследования по журналистике нужно помнить, что она должна соответствовать ряду требований. Это:
- актуальность;
- научная новизна;
- теоретическое и практическое значение;
- интерес самого студента к выбранному направлению.
Важно, чтобы для проведения исследования студент располагал достаточным количеством информационного материала.
Список источников для написания ВКР по журналистике можно составить с помощью научного руководителя. Еще один вариант – поиск уже готовых дипломов по аналогичной или схожей тематике и изучение списка, на основе которого была подготовлена работа. Также нужно провести самостоятельную работу по поиску необходимых источников. Это можно делать в библиотеке ВУЗа или с помощью специальных сервисов (например, Киберленинка). Подробнее об источниках читайте в нашей статье.
Также предлагаем вашему вниманию видео, где сравниваются такие популярные ресурсы, как Киберленинка и eLibrary.
Ориентировочные темы для ВКР по журналистике
Если у вас есть проблемы с выбором темы для дипломной работы по журналистике, воспользуйтесь этим перечнем. Не обязательно брать аналогичные: это всего лишь направление, которое натолкнет вас на правильный путь.
- Освещение социокультурных проблем интересующего района местными средствами массовой информации;
- История развития глянцевых изданий в РФ;
- Освещение нравственной проблематики в современной периодике;
- Влияние средств массовой информации на формирование ценностей у современной молодежи;
- Тексты и имена в заголовках современной прессы РФ;
- Вирусная реклама на современном телевидении;
- Особенности работы в прямом эфире на современном телевидении: организация, процесс, результат;
- Роль периодики в избирательных кампаниях на примере российских (или других) СМИ;
- Особенности освещения терроризма в современной периодике (страна на выбор);
- Заголовок в современных периодических изданиях на примере конкретного журнала или газеты;
- Особенности журналистского расследования как жанра в современных СМИ определенной страны;
- Подходы к отражению межнациональных конфликтов на примере федеральных каналов;
- Блогосфера как сетевое информационное пространство;
- Имидж определенного политика через СМИ;
- Историческая память и образ прошлого в СМИ;
- Журналистское расследование на примере дела…;
- Взаимодействие органов государственной власти и средств массовой информации;
- Языковые особенности современных средств массовой информации;
- Интервью как жанр публицистики;
- Спортивная журналистика РФ (или любой другой страны);
- Грамматические ошибки в речи ведущих новостей на примере репортажей тех или иных репортеров;
- Особенности освещения событий, происходящих в России (или другой стране) зарубежными СМИ;
- Желтая пресса как элемент системы СМИ России (или другой страны);
- Роль иллюстративного материала в оформлении средств массовой информации;
- Современные жанры подачи новостной информации в СМИ на примере РФ или другой страны;
- Роль и функции рекламы в средствах массовой информации;
- Особенности жанра ток-шоу на современном российском телевидении;
- Образ семьи в СМИ той или иной страны (на выбор);
- Конфликтная ситуация как способ повышения рейтинга телепередачи;
- Методы манипуляции общественным сознанием современными СМИ на примере отечественных или зарубежных источников;
- Авторское начало в документальном телефильме;
- Имидж журналиста как выражение творческой концепции на примере (…);
- Аудитория СМИ России: текущее состояние, тенденции и перспективы;
- Социально-психологические аспекты взаимодействия журналиста и аудитории;
- Популяризация научных знаний в СМИ: феномен научно-популярной журналистики;
- Культ личности в отечественных СМИ;
- Речевые запреты: нововведения в российском законодательстве;
- Нецензурная лексика в СМИ и способы ее маскировки;
- Блоги как основная альтернатива средств массовой информации в 21 веке;
- Профессиональные нормы и реалии взаимоотношений журналиста с источником информации;
- Этические проблемы освещения событий с мест трагедий;
- Образ России и государственных лидеров в онлайн и оффлайн изданиях Польши (или любой другой страны на выбор);
- Проблемы доступа журналиста к информации;
- Роль известных исторических персонажей в развитии журналистики (например, М. Ганди в индийской журналистике);
- Особенности онлайн-журналистики и работы интернет-журналиста;
- Актуальные возможности использования социальных сетей для развития современных СМИ;
- Развитие и становление телевидения в России;
- Информационные войны в политической жизни;
- Особенности аргументации в современной прессе России (или другого государства на выбор);
- Подходы к информационной повестке дня на примере информационного агентства (…);
- Современная военная журналистика: формы и методы работы;
- Свобода средств массовой информации в реальной журналисткой практике;
- Жанровая специфика реалити-шоу;
- Использование табуированной тематики на примере печатных СМИ;
- Средства массовой информации как инструмент реализации информационных потребностей органов власти;
- Особенности женской и мужской журналистики;
- Проблема защита авторства в журналистике.