Офисы по всей России и в г. Санкт-Петербурге

Ваш город - Санкт-Петербург

Авторам

Виды магистерских диссертаций

2 августа 2023 г.

Время чтения 6 минут

Содержание

Содержание:

Магистерская диссертация – это обязательный вид выпускной квалификационной работы для студентов, оканчивающих магистратуру и претендующих на получение академической степени. По образовательному уровню степень магистра соответствует начинающему научному сотруднику. Данный этап следует за бакалавром и предшествует кандидату наук. К подготовке автора и содержанию выполненного труда предъявляется ряд требований. Выпускник, придерживаясь индивидуального плана и под кураторством руководителя, должен самостоятельно написать логически завершенное научное исследование в установленной форме по теме, связанной с областью профессиональных интересов. Далее следуют экзамены и защита диссертации на итоговой аттестации магистров, а затем долгожданная выдача диплома государственного образца. В зависимости от направления деятельности, характер и вектор научного исследования будет иметь свои особенности. Сегодня мы поговорим о том, какие бывают виды магистерских диссертаций и в чем основное отличие между типами работ.

Классификация магистерских диссертаций

Написание магистерской диссертации – это своеобразная ступень в образовательном развитии студента. Если сравнивать данный вид работы с ВКР бакалавра и дипломом специалиста, то отличительными признаками диссертации будут выступать научная составляющая и более углубленная теоретическая проработка рассматриваемого аспекта. В тоже время магистерская диссертация еще не тянет по степени сложности на полноценное научно-исследовательское произведение. К написанию стоит подходить максимально ответственно, но без излишнего фанатизма. Просто сделайте задание качественно и на совесть в рамках осваиваемой программы, этого будет достаточно для получения степени магистра. Сгруппируйте лично собранный материал за период обучения, тщательно проанализируйте источники, подберите актуальные методики для решения проблемы, изучите концепции разных авторов, а затем грамотно изложите собственную точку зрения по исследуемой теме. Исчерпывающие требования по содержанию и оформлению магистерской диссертации указываются в методических рекомендациях, именно на эти стандарты нужно ориентироваться.

Что касается классификации магистерских диссертаций, то они подразделяются на следующие основные виды:

  • научно-исследовательская; 
  • научно-практическая;
  • научно-педагогическая.

Каждый из перечисленных видов магистерских диссертаций отличается квалификационными признаками и областью решаемых задач. Остановимся подробнее на особенностях указанных типов, чтобы будущим магистрам было проще понять, на чем нужно фокусироваться при написании.

Характеристика научно-исследовательской магистерской работы

Научно-исследовательский вид магистерской диссертации сосредоточен на разработке фундаментальных теоретических проблем и закономерностях функционирования объекта/предмета/процессов. 

Проще говоря, магистрант в ходе написания диссертации занимается следующим:

  • выявляет и описывает явления, тенденции, закономерности;
  • выдвигает и логически обосновывает научные гипотезы;
  • определяет тенденции развития научных отраслей;
  • предлагает способы по усовершенствованию методик;
  • уточняет и конкретизирует понятия, группы, категории;
  • переосмысливает устоявшиеся подходы, интерпретирует факты и т.д.

То есть основной упор в научно-исследовательской магистерской диссертации идет на углубленное погружение в теорию. Эмпирическая часть также присутствует, однако она играет роль второй скрипки. Практическое исследование в такой работе носит вспомогательный характер и лишь подчеркивает важность затрагиваемых теоретических положений. В качестве объекта исследования могут выступать сферы экономики, научные отрасли, предприятия и другие направления, которые напрямую связаны с тематикой диссертации и кругом профессиональных интересов. Тут важно четко определить проблему, изучить ее и по итогу предложить практические пути решения.

Ключевые признаки научно-исследовательской работы:

  1. Выделение теоретической задачи с детализацией характерных свойств.
  2. Критический анализ исследуемой проблематики в конкретной области.
  3. Описание ключевых преимуществ избранных подходов.
  4. Акцент на существующих концепциях, требующих переосмысления.
  5. Обоснование аргументов в пользу предложенной научной гипотезы.
  6. Четкая формулировка терминов, подлежащих эмпирической проверке, характеристика вытекающих следствий и т.д.

Признаки научно-практической магистерской диссертации

Из самого названия работы становится понятно, что в данном типе диссертаций на первое место выходит практика, а теория выступает в качестве подспорья для прикладного исследования. Иными словами, студенту предстоит проверять всевозможные теоретические гипотезы на практике и демонстрировать конкретные результаты. Тот случай, когда настало время найти применение имеющимся фундаментальным знаниям в решении значимых проблем.

Ключевой признак – это действие. В ходе подготовки диссертации магистрант выполняет следующее:

  • разрабатывает рекомендации, направленные на улучшение процессов;
  • собирает, анализирует и обобщает данные;
  • разрабатывает методики, производит расчеты;
  • строит и описывает разнородные модели;
  • обосновывает выбранные технологии, инструкции, процедуры, планы перспективного развития.

Научно-практическая диссертация обладает признаками:

  1. Постановка четких целей и задач для эмпирического исследования.
  2. Подбор методологических аспектов, формирование теоретической базы.
  3.  Описание объекта исследования, характеристика методов сбора и обработки используемой информации.
  4. Проверка всех задействованных теоретических гипотез на практике, демонстрация конкретных результатов, содержательная интерпретация итогов.
  5. Разработка, анализ и аргументация предложенных рекомендаций, связанных с решением актуальной проблемы.

Особенности научно-педагогической магистерской диссертации

Кардинальных отличий от двух вышеописанных видов диссертаций нет. Но тут студенту необходимо сосредоточить свое внимание на самостоятельной разработке и обосновании учебно-методических материалов с целью внесения вклада и обновления научно-педагогической базы. То есть на время написания диссертации можно представить себя преподавателем и попытаться создать собственные методички, указания, курсы, лекции, пособия, семинары, занятия, конспекты, рабочие тетради. Работать нужно в пределах выбранной темы, опираясь на теоретические и прикладные знания.

Чем занимается магистрант в процессе подготовки научно-педагогической диссертации:

  • систематизирует собранные сведения, обобщает понятийный аппарат;
  • в рамках исследуемой темы анализирует теоретические аспекты;
  • создает собственные практикумы, пособия, методические указания и т.п.;
  • принимает участие в разработке учебников;
  • разрабатывает педагогическую документацию, учебные планы и программы;
  • обновляет существующие методички в соответствии с современными тенденциями.

Ключевые признаки, присущие научно-педагогической магистерской диссертации:

  1. Студент предлагает демонстрационные версии учебно-методических материалов.
  2. Магистрант занимается исследованием теории, анализирует отечественную и зарубежную практику по профилю, проводит обзор задействованной литературы.
  3. Разрабатывает педагогические инструменты, направленные на оптимизацию и совершенствование учебного процесса.

Если в предыдущих типах диссертаций объектами исследования могли стать любые направления/организации/научные отрасли, созвучные с темой работы, то тут все действия крутятся вокруг преподавательской деятельности. А какое именно направление придется тщательно прорабатывать – зависит от вашей специальности и планов на дальнейшую карьеру. Это могут быть материалы для обучения школьников, студентов колледжей и высших учебных заведений, персонала на предприятии.

Выбор вида магистерской диссертации

Тип магистерской диссертации определяется целями, профилем обучающегося и его дальнейшими профессиональными планами. Например, научно-педагогическую диссертацию пишут те студенты, которые намерены строить карьеру в преподавательской среде. После удачной защиты магистр, получивший степень, сможет работать со студентами даже в своем вузе в качестве начинающего специалиста. Разумеется, этим не ограничивается. Сформированные компетенции и полученные фундаментальные знания позволят устроиться в любое образовательное заведение.

Научно-исследовательская работа в большей мере интересна тем студентам, которые заинтересованы в дальнейшем продвижении по научной линии. Например, если вы намерены дальше защищать кандидатскую диссертацию, то магистерский труд вам однозначно пригодится. Научно-практические диссертации выбирают те студенты, которые определились с местом работы и готовы заняться прикладным исследованием на предприятии. Вот мы разобрали основные виды диссертаций, вам остается лишь определиться с направлением и сообщить нам о своем решении. Если у вас возникли сложности или не знаете, как лучше написать – смело обращайтесь в наш студенческий сервис. Поможем подготовить магистерскую диссертацию в лучшем виде и в строго обозначенный срок.

Самые популярные статьи