Офисы по всей России и в г. Санкт-Петербурге

Ваш город - Санкт-Петербург

Авторам

Что такое кейс, как его написать и правильно оформить

13 июня 2024 г.

Время чтения 5 минут

Содержание

Содержание:

Кейсы активно применяются в различных сферах, которые у всех на слуху – это бизнес, реклама, маркетинг, юриспруденция, медицина, психология. С помощью этого современного инструмента компания на конкретных примерах обменивается фактами с клиентами и объясняет целевой аудитории, какими способами можно разрешить определенный круг задач. Кроме обозначенных направлений, метод кейсов также стал набирать обороты и в образовательном процессе. Данный подход внедряется в учебу с целью развития у студентов таких полезных качеств, как критическое мышление, умение всесторонне изучить и проанализировать сложившуюся ситуацию, способность находить варианты оптимальных решений, умение аргументировать свой выбор. Практика кейсов дает возможность учащимся осознать важность применения теоретических знаний в реальной жизни. Данный метод стал использоваться в вузах относительно недавно, поэтому многие студенты, столкнувшись впервые с кейсами, испытывают трудности при подготовке непривычного задания. Сегодня разберемся, что такое кейс, а также расскажем, на чем нужно фокусировать внимание, как его написать и правильно оформить.

Что такой кейс: краткий исторический экскурс

В общеупотребительном смысле понятие «кейс» происходит от латинского слова «casus», что в буквальном понимании означает казус, проблему, случай, событие или ситуацию, требующую разрешения. В переводе с английского языка «case» интерпретируется как обстоятельство, предполагающее реальный случай, на котором разбираются теоретические идеи. Отсюда и закрепился термин «метод кейсов», основой которого является ситуационный анализ. Суть обучающей техники заключается в том, что заинтересованной аудитории описывались фактические материалы либо реальные экономические, социальные или бизнес-ситуации. В свою очередь участники должны были всесторонне рассмотреть обозначенное событие, детально изучить его, проанализировать вопрос, разобраться в сути проблемы, а затем предложить варианты решений и выбрать наиболее лучшую стратегию.

Если обратиться к историческим истокам, то основоположником метода кейсов является Гарвардская школа бизнеса. Именно в этом заведении в 1924 году была впервые применена эта обучающая техника. Толчком к созданию разработки послужило отсутствие подходящих учебников, которые соответствовали аспирантской программе. В качестве первого шага была проведена встреча в формате интервью с ведущими практикующими бизнесменами, которые рассказывали о своей деятельности и факторах, оказывающих влияние на нее. В дальнейшем к процессу были подключены студенты школы. Преподаватели описывали слушателям существующую проблемную ситуацию из жизни реальной компании, а ученики путем самостоятельных размышлений и в ходе коллективного обсуждения предлагали свои версии, которые помогли бы найти выход из обозначенного затруднительного положения.

Внедрение кейсов оказалось эффективным и положительно отобразилось на профессиональном развитии учеников. Будучи студентами, они получали полезный практический опыт и становились подкованными в решении неординарных задач.

Кейс-метод приобрел широкое распространение по всему миру примерно в 70-80 годы. В этот же период методика получила известность на территории СССР. Так постепенно и начала внедряться техника в практику профессионального образования. Первым делом использование метода ситуационного обучения коснулось управленцев, преимущественно экономических вузов. Преследовалась основная цель – научить студентов принимать решения и действовать в условиях неопределенности, реформаций, нестабильной экономической обстановки. С тех пор система кейсов претерпевала взлеты и падения в образовательном процессе. Однако после 2000 годов подходы к методологическим основам и применению способа постепенно менялись, и на сегодняшний день практика кейсов уже прочно укоренилась в различных направлениях профессионального обучения.

Для чего нужны кейсы в образовательном процессе

Кейс-метод заточен не на заучивание хрестоматийных алгоритмов или получение конкретных знаний и умений. В данном случае смысл заложен в другой плоскости. А именно, ключевая цель – развить общий интеллектуальный и коммуникативный потенциал студентов. Кроме этого, технику ситуативного обучения легко сочетать с другими учебными тактиками, что позволяет сделать процесс более эффективным и расширить образовательные горизонты.

Что дает внедрение практики кейсов в обучение:

  • стимулирует критическое мышление;
  • разрабатывает коммуникативные навыки;
  • открывает интеллектуальный потенциал;
  • вырабатывает привычку анализировать обстоятельства;
  • формирует стрессоустойчивость;
  • развивает способности находить решения в нестандартных ситуациях;
  • учит обоснованно выражать точку зрения, аргументировано отстаивать собственную позицию;
  • тренирует работать в команде и находить общий язык с людьми, имеющими разное мнение.

К заданиям по выполнению кейсов стоит относиться как к тренингам, возможности пообщаться с интересными людьми и одновременно проявить себя. Это не экзамен и не диссертационная работа, поэтому не нужно сильно переживать и напрягаться. Чаще всего участники собираются в формате круглых столов, коллоквиумов, семинаров и других встреч, предполагающих рассмотрение актуального проблемного вопроса, вынесенного на главную повестку собрания. В дальнейшем участники выступают по очереди, а затем переходят к дискуссиям и коллективным обсуждениям заслушанных точек зрения, стратегий, алгоритмов, способов решения поставленной задачи. Сценарий мероприятия может отличаться, это лишь один из вариантов метода ситуативного обучения.

Как написать и правильно оформить кейс

Строгих правил и специальных ГОСТов, регламентирующих порядок выполнения кейсов, не существует. Как уже было сказано выше, ключевая цель этой методики заключается в развитии полезных навыков. В отличие от рефератов, курсовых и дипломных работ в данном случае можно особо не заморачиваться с выверкой шрифтов, межстрочных интервалов и других технических параметров. Тем не менее,  совсем бросаться в произвольные крайности тоже не стоит. Грамотно оформленный документ со структурой и логичным изложением мыслей продемонстрирует экспертность выступающего и будет гораздо выигрышней смотреться на фоне длинной монотонной простыни хаотичного текста с массой «воды». По общим правилам объем подготовленного кейса варьируется в диапазоне 500-1500 слов, своего рода по форме напоминает доклад. При этом большая часть должна быть посвящена обзору решений и результатов.

Вот пошаговый алгоритм, который поможет написать интересный и полезный кейс:

  1. Придумайте четкий и информативный заголовок. По характеру заголовок кейса напоминает заголовок новости в газете, только не нужно ориентироваться на «желтую прессу». Просто в лаконичном предложении сообщите читателям/слушателям самую важную информацию, отображающую тематику поднятого вопроса.
  2. Опишите ситуацию. Чтобы было проще сформулировать текст раздела, вспомните, по какому принципу пишут задачи по математике, физике и другим предметам. То есть, перечислите, что у вас дано в исходной проблемной позиции.
  3. Представьте на обозрение найденные способы решения вопроса. Охарактеризуйте варианты выхода из сложившейся ситуации, подробно опишите предложенные алгоритмы, стратегии и другие пути, способные разрешить проблему.
  4. Подведите итог и опишите результаты.

Для улучшения восприятия информации кейс можно снабдить дополнительными графическими материалами, статистическими данными, иллюстрациями, наглядным видеорядом или презентацией. Теперь знаете, что такое кейс и как его написать. Как видите, в целом ничего сложного. Главное, хорошо разобраться в исходной ситуации, чтобы выглядеть убедительно. А если возникли сложности или боитесь допустить ошибки – обращайтесь в студенческий сервис, наша команда авторов всегда готова оказать профессиональную помощь в подготовке всех видов студенческих работ.

Самые популярные статьи