Фрагмент для ознакомления
2
Контрольная работа
1. К группе методов психологической (психической) саморегуляции состояния, применяемых в профессионально-прикладной практике, относятся:
- нервно-мышечная (прогрессивная) релаксация;
- аутогенная тренировка;
- идеомоторная тренировка;
- сенсорная репродукция.
Данные методы имеют общие черты содержательного и организационного характера, на основании которых они объединяются в общую группу. Особенностями всех методов психологической саморегуляции являются:
1. выделение состояния человека в качестве объекта воздействия;
2. направленность на формирование адекватных внутренних средств, позволяющих человеку осуществить специальную деятельность по изменению своего состояния;
3. доминирование активной установки субъекта на изменение субъекта на изменение своего состояния (принятие человеком активной позиции в отношении возможностей управления для эффективного обучения навыкам психологической саморегуляции).
Обучение навыкам психологической саморегуляции организовано как последовательность сеансов, составляющих цикл обучения.
Изменение функционального состояния в процессе сеанса психологической саморегуляции проходит этапы:
1. исходное фоновое состояние трансформируется при помощи приемов психологической саморегуляции в специфическое состояние сниженного бодрствования, часто называемого состоянием релаксации;
2. переход от состояния релаксации к итоговому функциональному состоянию. Итоговое функциональное состояние может быть различным в зависимости от условий и конкретной задачи применения психологической саморегуляции (состояние бодрствования, состояние мобилизации, предсонное состояние и т.д.).
2. Регуляторные механизмы поведения при различных типах личности
Личность суверенна. Вопрос о вмешательстве в ее жизнь, об этической стороне социальной регуляции поведения, о формах такой регуляции, о границах и допустимости ее целей, средств и приемов имеет огромное социальное значение Это значение состоит в том, что регулирование поведения выступает как механизм организации взаимодействия и взаимоотношений людей во всех сферах жизнедеятельности. По существу, речь идет о сути социального процесса, об управлении, упорядочивании всех психологических компонентов этого процесса.
Социальное значение регулирования повеления заключается и в том, что результат регулирования может быть как положительным, общественно значимым, так и отрицательным, противоречащим установкам, традициям, нормам общества Например, воздействие на личность через группу признается наиболее эффективным способом социальной перестройки личности. В то же время малые группы могут выступать не только как проводники и посредники макросоциальных влияний, но и как барьеры, источники помех для таких влияний. В неблагоприятных социальных условиях могут формироваться группы, асоциальные по своим устремлениям, способствующие выработке «группового эгоизма», противопоставлению интересов группы и ее членов интересам общности и общества в целом.
Многообразны механизмы социального регулирования поведения личности- Они делятся на институциональные и неинституциональные.
Содержанием действия механизмов регулировани является:
· создание внешних регуляторов поведения (норм, правил, образцов, инструкции, кодексов);
· регламентация поведения;
· его оценивание;
· определение санкций.
Каналами регулирования социального поведения личности являются:
· малые группы,
· совместная деятельность людей,
· общение,
· общественная практика,
· средства массовой информации.
Социально-психологические механизмы регуляции включают все средства воздействия — внушение, подражание, подкрепление, пример, заражение; технологии рекламы и пропаганды; методы и средства социальной технологии и социальной инженерии; социальное планирование и социальное прогнозирование; механизмы психологии управления.
Процесс регулирования поведения осуществляется входе активного и пассивного усвоения норм и правил, упражнения, повторения, социализации и воспитания личности.
В результате регулирования поведения осуществляется взаимодействие людей, их совместная деятельность, складываются взаимоотношения, проходит процесс общения. Общим итогом действия механизмов социальной регуляции может быть манипулирование личностью, модификация поведения личности, социальный контроль.
Элементами системы социального контроля выступают:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агаджанян Н.А., Катков А.Ю. Резервы нашего организма. М.: Знание, 1990.
2. Алиев. Х. Метод управляемой психофизиологической саморегуляцией “Ключ”, Москва, 2003.
3. Антипов В.В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям. -М.: изд-во ВЛАДОС- ПРЕСС, 2004
4. Ассаджиоли Р. Психосинтез. Принципы и техники/ Пер с англ. Е. Перовой. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс,2002. - 416с.
5. Ахмедов Т.И., Жидко М.Е. Психотерапия в особых состояниях сознания. -М.: Фолио,2001.- 768с.
6. Бек А., Фримен А. Когнитивная психотерапия расстройств личности. СПб. - 2002.