Фрагмент для ознакомления
2
Ф.И.О. студента
«Роль профессионального и личностного развития в моем становлении как педагога»
Выбор профессии — один из самых сложных решений, которое предстоит принять человеку. Если говорить о профессии учитель, то рассматривать ее следует как призвание и как сферу деятельности, которой человек готов посвятить всю жизнь.
Профессия учителя считается одной из самых древних и уважаемых во всем мире. Это не просто человек, который учит детей всему, что знает сам и что определено современными программами, утвержденными Министерством образования и науки Российской Федерации. Это личность, которая воздействует на формирование характера детей, их привычки, их отношение к жизни.
Учитель – самая гуманная, творческая и нужная профессия, которая является фундаментом всем остальным профессиям в мире. Он играет важную роль в формировании личности каждого ученика. Поэтому человек помнит своего первого учителя – руководителя начальных классов. Он – педагог, воспитатель, психолог, музыкальный руководитель в одном лице. Учитель начальных классов – это человек, который первым встречает первоклассника в школе, помогает ему адаптироваться среди сверстников и включиться в процесс учебы.
Профессия учителя является уникальной. Приходя в класс, дети попадают в особый мир открытий и увлечений. И создать этот мир должен учитель. Суть не в том, чтобы вносить в обучение внешнюю привлекательность, необходимо найти мотив радости в самом процессе обучения.
Человеку, которому неинтересно с детьми, неинтересно наблюдать, как они развиваются, познают мир, трудно быть учителем. Учитель не только учит, он выступает как воспитатель, как старший друг. Он наставляет как правильно вести себя в коллективе, на собственных примерах раскрывает огромную силу и мудрость коллектива.
Быть учителем — это значит научить детей не только писать и читать, но прежде всего научить любить родителей, Отечество, мир, в котором мы живем.
В настоящее время предъявляют новые требования к современному человеку. Особенно трудно приходится детям, не имеющим достаточного опыта, чтобы устоять и найти свое место в этом стремительном потоке жизни. Следовательно, необходимо определить новые подходы к процессу обучения и воспитания учащихся и повышать психолого-педагогическую компетентность учителей как условие повышения педагогической культуры учителя с целью изучения особенностей усвоения учащимися знаний и построения учебного и воспитательного процессов с учетом этих особенностей для создания оптимальных условий обучения и воспитания учащихся в школе. Выход из создавшегося кризиса и повышение педагогической культуры возможны через повышение уровня профессиональных и личностных качеств развития учителя.
Поэтому необходимость повышения уровня профессионализма работников образования и развитие их психологической компетентности является достаточно актуальной проблемой. Эта проблема может быть успешно решена, если выявить психолого-педагогические условия, способствующие повышению уровня психологической компетентности педагога.
Считаю, что портрет современного учителя определяется суммой таких профессиональных слагаемых, как профессионализм, педагогическое мастерство, педагогический опыт, стремление к самосовершенствованию, энтузиазм, творчество, любовь к детям и любовь к своему делу.
Профессионализм — владение своим предметом в совершенстве. Профессионализм учителя включает в себя, не только разносторонние знания, умения и навыки, но и такие важнейшие составляющие, как опыт и профессионально значимые личностные качества творческого плана. «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь», — писал выдающийся русский историк Василий Осипович Ключевский.
Личностные качества учителя играют не последнюю роль в его профессиональной деятельности. Учитель должен находить индивидуальный подход к каждому ребенку, он должен способствовать и всей душой болеть за успешность и прогрессивность каждого ученика, и, видя результат, получать удовольствие от проделанной работы. Также необходимо быть целенаправленным, последовательным, настойчивым, упертым и даже упрямым.
Учитель должен быть ответственным. Ведь ему доверили детей – самое главное, что есть у родителей. Нужно найти подход к каждому из учеников: кого-то похвалить, кому-то поставить двойку, кого-то подбодрить более высокой отметкой, чем он заслуживает, а с кем-то просто поговорить. Ученики часто берут пример со своих учителей, стараются подражать им. Поэтому педагогу нельзя быть грубым, невнимательным и равнодушным. Поэтому учитель должен обладать простыми человеческими качествами: добротой, терпимостью, душевностью, сочувствием, доброжелательностью. Педагог не должен позволять себе унижать ученика, оскорблять, особенно в присутствии сверстников, показывая свое превосходство или свою власть над ним, принижать умственные способности учащегося или обсуждать эти способности при других.