Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Демократизация общества в условиях низкой политической культуры и кризиса ценностной сферы, связанной с изменением формации, принесла довольно острую проблему ответственности за собственное поведение, которая наиболее ярко проявилась в появлении стихийных массовых акциях протеста. В связи с этим, одним из актуальных практических вопросов, который интересует общество и, особенно, ее силы охраны правопорядка – как обеспечить контроль над поведением толпы? Естественно, что наиболее разумным является не допускать возникновения такого явления как агрессивную толпу. Однако это возможно в полной мере только, если устранить долговременные условия, создающие ощущение социальной фрустрации, недовольство, отчаяния, безысходности.
1. Рождение и сущность толпы
К числу чрезвычайных ситуаций, существенно затрудняют оперативную обстановку в регионе, относятся групповые нарушения общественного порядка (ГПГП) и массовые беспорядки. Участники беспорядков мешают деятельности органов власти, нарушают нормальный ритм жизни города, подрывают его экономику, наносят материальный и моральный ущерб, вызывают широкий общественный резонанс. Групповые нарушения общественного порядка по своему характером несут большую общественную опасность, поэтому за участие в таких действиях предусмотрена уголовная ответственность. Беспорядки могут стать прямым продолжением любого организованного массового мероприятия (политического, спортивного, зрелищного и т.п.), а также возникнуть стихийно [16, c. 81].
Наибольшую опасность по своей разрушительной силе при возникновении массовых беспорядков представляет толпа. Обычно под толпой понимают бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания.
Сегодня понятие "толпа" трактуется довольно широко. часто поведение толпы характеризуется понятиями "коллективные бесчинства", "бунты", "Восстание", "движения за реформы", "революционные выступления». Такое смешивание политико-оценочных моментов и специфических свойств толпы затрудняет психологическое его познания.
Не имея общей для всех осознаваемой цели, толпа осуществляет сильное психологическое давление на индивидов. Первые исследователи этого феномена (Г. Ле Бон, З. Фрейд и др.) считали его иррациональной, слепой и разрушительной силой, которой властвуют неосознанные импульсы, заражение, подражание и внушения. Психологические признаки этого образования они видели в "коллективной души", "социальной уме", "коллективной воли". Особенность толпы, на мнению исследователей, заключается в том, что, вбирая в себя разнородные и случайные элементы, он всегда действует как психическая целостность. Самый поразительный факт, что наблюдающийся в одухотворенной толпе, следующий: каковы бы ни были индивиды, составляют его, каков бы ни был их образ жизни, занятий, одного их превращения в толпу достаточно для того, чтобы в них образовался род коллективной души, заставляет их чувствовать, думать и действовать совершенно иначе, чем думали бы, действовали и чувствовал каждый из них в отдельности, так толпа можно рассматривать как социальную животное, сорвалась с цепи, как слепую силу, способную разрушить творение веков. Сторонники теории "психология масс" считают, что в толпе исчезают все разногласия между индивидами, и они могут проявлять свои стремления и страсти [11, c. 76].
В некоторых исследованиях главными признаками толпы фигурируют пространственная близость индивидов и ее влияние на их поведение. Иногда толпой считают не только стихийные неорганизованные образования, но и достаточно структурированы, внутренне отлажены. Французский социолог Г.Тард доказывал, что толпой могут быть как природные, анархические, аморфные, так и искусственные, организованные, дисциплинированные (политические партии, профсоюзы, церковь, армия и т.д.) объединения [3, c. 156]. Вполне правомерно такой подход вызывает серьезные сомнения. Конечно, и митинг, и аудитория могут при определенных условиях превратиться в толпу, но тогда они приобретут совсем других качеств. Например, если во время спектакля вспыхнет пожар, то даже самые интеллигентные публику охватит паника и она превратится в толпу людей.
2. Виды толпы
Наиболее благоприятной средой для возникновения массовой стихийной поведения есть большие стихийные группы (массовые скопления граждан). Все указанные выше и другие разновидности массовых скоплений граждан при определенных обстоятельствах могут перерасти, трансформироваться в действующий толпу. Такая трансформация происходит в результате совокупного влияния объективных и субъективных факторов.
В литературе можно встретить различные типологии толпы. Так, если за основу берется такой признак, как управляемость, то выделяют следующие его разновидности (типология Г. Лебон) [7, c. 113]:
стихийная - формируется и проявляется без организующего начала со стороны конкретного физического лица;
управляемая - формируется и проявляется под воздействием изначально или впоследствии конкретного физического лица, являющегося в данном толпе ее лидером;
организованная - собрание индивидов, вступивших на путь организации.
3. Особенности поведения в толпе
Находясь в составе толпы, человек чувствует свободу, определенную защищенность и безграничные возможности. Во-первых, в большом скоплении людей нет понятия «ответственность». Здесь царит «анонимность», поскольку никто никого фактически не контролирует. При таких благоприятных условиях человек автоматически снимает с себя ответственность за любые поступки. Во-вторых, проведя длительное время среди эмоционально настроенных индивидов, любой человек начинает заниматься «болями и радостями» тех людей, которые рядом. Одинаковые или похожие чувства гипнотическим образом овладевают всеми участниками. В-третьих, не стоит забывать о природных инстинкты: самосохранения, выживания, воспроизведения и тому подобное. В моменты угрозы жизни, человек способен забывать нормы и правила поведения. Поэтому тот или иной толпа - это не только собрание, ослепленных идеей, людей, это и мощная сила, которую не так легко уничтожить [8, c. 167].
4. Правила обуздания толпы
Опыт подтверждает, что довольно часто толпа становится опаснее от стихийного бедствия или аварии, которые его создали.
Чувство страха, охватывающей группу людей, мгновенно передается другим и перерастает в неуправляемый процесс - панику.
Панику вызывают определенные факторы, а именно [4, c. 119]:
наличие эмоциональной ориентации в массы, склонной к панике, что выражается общей возбужденностью, со скрытыми формами обеспокоенности, которая усиливается не только реальной угрозой, но и слухами;
ограничения пространства, где происходили события (помещение, ограниченное стенами и др. Препятствия, препятствующих немедленному выходу наружу)
отсутствие достойного доверия руководителя, визнано¬го авторитета, узаконенных правил и организационных структур;
недостаточность или полное отсутствие ответной организаторской подготовки к действиям в чрезвычайных ситуациях;
недоверие к компетентности сил, которые по служебными обязанностями должны поддерживать общественный порядок в чрезвычайных ситуациях (это очень мешает проведению спасательных работ);
реальные опасения большого количества людей за собственное здоровье и жизнь;
влияние отдельных индивидуумов, которые демонстрируют страх, пессимизм, нездоровую двигательную сверхактивность или полную беспомощность в оценке ситуации, окружающих в условиях большого скопления людей.
Отсутствие достоверной своевременной информации также способствует появлению паники. Опыт ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф показывает, что паника - это результат неосведомленности, низкой подготовки людей к действиям в чрезвычайных ситуациях, отсутствие психологического закалки.
Усталость людей, бездействие на протяжении длительного времени, напряженное ожидание могут быть поводом для паники.
Отсутствие организованности, руководства, порядка, плохие взаимоотношения, недоверие между людьми, потеря управления также приводят к возникновению страха и паники [16, c. 56].
У людей резко повышается эмоциональность восприятия происходящего вокруг, снижается ответственность за свои поступки. Человек не может разумно оценить свое поведение и сложившуюся обстановку. В такой атмосфере достаточно только одному выразить, проявить желание бежать из опасного района, как человеческая масса начинает слепо копировать его действия. Поэтому чаще всего гибнут не от самой опасности, а от страха и паники, возникающих в толпе. Об этом надо всегда помнить и предвидеть возможную опасность.
Заключение
Толпа – бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания.
Толпа не имеет четко осознанной цели, действия участников обусловленные каким-то внешним стимулом и общим эмоциональным состоянием. Его следует рассматривали как иррациональную, слепую и разрушительную силу, где царят неосознанные импульсы, заражение, подражание и внушение. Вывод же сводится к тому, что толпа - это всегда последняя (ниже) стадия развития общества, его поведение напоминает поведение дикаря или стаи диких животных. Для того, чтобы избежать негативных последствий со стороны действующего толпы и от самого пребывания в нем, социальная психология и занимается изучением больших социальных групп.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Волков, Ю.Г. Основы социологии и политологии: Учебное пособие / Ю.Г. Волков, А.В. Лубский. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 224 c.
2. Гуревич, П.С. Психология: учебник для академического бакалавриата / П.С. Гуревич. -2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. -465 с. - Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://biblio-online.ru/bcode/431923.
3. Дымченко, Д. Основы социологии и политологии / Д. Дымченко. - СПб.: СпецЛит, 2016. - 256 c.
4. Иванников, В. А. Общая психология. Учебник / В.А. Иванников. - Москва: Мир, 2015. - 480 c.
5. Коротец, И.Д. Основы социологии и политологии: Учебное пособие / И.Д. Коротец, Т.Г. Тальнишних.. - М.: ИНФРА-М, Академцентр, 2015. - 256 c.
6. Кравченко, А.И. Основы социологии и политологии: Учебник / А.И. Кравченко. - М.: Проспект, 2015. - 352 c.
7. Крысько, В. Г. Общая психология в схемах и комментариях. Учебное пособие / В.Г. Крысько. - М.: Вузовский учебник, Инфра-М, 2016. - 200 c.
8. Макарова, И. В. Психология. Учебное пособие / И.В. Макарова. - М.: Юрайт, 2015. - 238 c.
9. Маклаков, А. Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. - М.: Питер, 2016. - 592 c.
10. Немов, Р. С. Общая психология / Р.С. Немов. - М.: Владос, 2017. - 400 c.
11. Носова, С.С. Основы социологии и политологии (СПО)Учебник для ССУЗов / С.С. Носова. - М.: КноРус, 2016. - 272 c.
12. Психология: учебник и практикум для академического бакалавриата / А.С. Обухов [и др.]; под общей редакцией А.С. Обухова. - 2-е изд., перераб. и доп.- Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 404 с. - Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. -URL: https://biblioonline.ru/bcode/431855.
13. Реан, А.А. Общая психология и психология личности / А.А. Реан. - М.: Прайм-Еврознак, 2016. - 705 c.
14. Руденко, А. М. Психология в схемах и таблицах / А.М. Руденко. - М.: Феникс, 2015. - 384 c.
15. Соколков, Е. А. Психология познания. Методология и методика преподавания / Е.А. Соколков. - М.: Университетская книга, Логос, 2017. - 244 c.
16. Столяренко, Л.Д. Общая психология: учебник для академического бакалавриата / Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 355 с. // ЭБС Юрайт [сайт]. -URL: https://biblioonline.ru/bcode/433642.