Фрагмент для ознакомления
2
Сенсорно-перцептивные процессы
1. Исследование роли осязания в жизни человека
Лабораторная работа №1.
Цель исследования: диагностика пассивного и активного тактильного восприятия (осязания).
Задачи исследования:
1.Зафиксировать особенности формирования осязательного об¬раза фигуры при пассивном осязании.
2. Зафиксировать особенности формирования осязательного об¬раза фигуры при активном осязании.
3. Зафиксировать особенности формирования осязательного об¬раза фигур различной формы.
4. Выявить доминирующую руку при бимануальном осязании.
Теоретическое обоснование исследования: существование порогов чувствительности тактильного восприятия;
Гипотеза исследования:
-результаты показателей будут более эффективны при активном осязании,
-при бимануальном осязании, ведущая рука, будет эффективнее.
Оборудование: набор плоских пронумерованных геометрических фигур, изготовленных из жесткого картона. Фигуры отличаются друг от друга сложностью кон-тура (3 - выпуклые, 3 - вогнутые). Для фиксации результатов экспе¬римента в виде зарисовок предъявляемых стимулов-фигур, ис¬пытуемый должен иметь лист бумаги.
Протокол к Лабораторной работе №1
Дата:06.12.2017
Испытуемый: Петрущенков
Экспериментатор: Горяинова
Ход работы
Инструкция:
Для сравнения точности пассивного и активного осязания в дан¬ном эксперименте предусмотрено проведение пяти опытов (см.Приложение 1).
Опыт № 1. Пассивное осязание неподвижной фигуры—сти¬мула.
Опыт № 2. Пассивное осязание при движении фигуры-сти¬мула.
Опыт № 3. Редуцированное (искусственное) активное осяза¬ние.
Опыт № 4. Активное осязание.
Опыт № 5. Бимануальное осязание.
Точность восприятия фигур различной формы при пассивном и активном осязании
Опыт № 5.
Выводы по результатам исследования: отмечаются отличия показателей при активном и пассивном восприятии, активное восприятие более эффективно, показатели при движении фигуры и при ридуцированном восприятии при пассивном восприятии – выше, чем при пассивном осязании неподвижной фигуры.
Показатели активного восприятия эффективны для обеих рук, тем не менее, отмечалась разная активность рук – правая(ведущая рука) – активнее, движения пальцев, скорость движения – выше и эффективнее, скорость узнавания при активизации правой руки – выше.
Таким образом, у данного испытуемого результаты показателей эффективнее при активном осязании, а также при бимануальном осязании, ведущая рука – эффективнее, что подтверждает гипотезу исследования.
Лабораторная работа №2.
Исследование яркости-четкости представлений (Опросник Маркса)
Цель исследования: определение яркости-четкости представлений методом саморанжирования.
Теоретическое обоснование исследования: особая устойчивость зрительных представлений при их полимодальной структуре.
Гипотеза исследования: результаты показателей по методике Маркса будут различны для каждого испытуемого;
Оборудование: экземпляр опросника со шкалами и заданием (Приложение 1)
Протокол к Лабораторной работе №2
Дата:06.12.2017
Испытуемый: Иванов, Петрущенков
Экспериментатор: Горяинова
Ход работы
Инструкция: Целью настоящего задания является определение яркости-четкости возникающих у вас представлений. Задания опросника вызовут у вас определенные образы. Вы должны оценить их яркость-четкость на основе предлагаемой шкалы оценок. При оценке каждого представления сверяйтесь со шкалой. Старайтесь оценивать каждое задание независимо от оценки других заданий. Запомните, что представление об объекте нельзя путать со знанием о нем. Вы должны видеть объект «мысленным взором», и ваша задача - оценить яркость-четкость возникшей у вас картинки.
Выводы: по результатам обследования отмечается средний уровень яркости-четкости представлений у обоих испытуемых, в то же время можно констатировать различия на уровне дифференциации образов, первый испытуемый эффективнее, ярче воспроизводит образы воображения (Задания 13-16), второй испытуемый - образы памяти, в частности, «память на лица» (Задания 1-4 и др.).
Выводы по результатам диагностики сенсорно-перцептивных процессов: результаты обследования подчеркивают полимодальность восприятия, т.к. в «узнавании» на сенсорном уровне используются не только тактильные ощущения, но и оценка веса, формы, кинестетические ощущения, образы памяти и прошлый опыт, при диагностике представления, отмечается дополнительное включение воображения, памяти, мышления; вероятно, представленные результаты обусловлены личностными особенностями, спецификой протекания познавательных процессов и индивидуальным опытом испытуемых.
Внимание
Методы исследования внимания.
Определение методов исследования внимания:
1) Метод корректурной пробы Бурдона.
Как метод исследования внимания впервые была предложена Б. Бурдоном в 1895 году. Суть эксперимента в следующем: испытуемому предлагается таблица с различными знаками, расположенными в случайном порядке, в которой он должен, согласно инструкции, вычеркивать определенный знак. В настоящее время существует несколько вариантов корректурного теста: буквенный (Анфимов, 1908), цифровой (Аматуни, 1969) и с кольцами Ландольта (корректурный бланк содержит случайный набор колец с разрывами, направленными в различные стороны). Традиционная процедура проведения корректурной пробы позволяет оценить устойчивость и концентрацию внимания. Изменяя процедуру эксперимента, можно исследовать переключение и распределение внимания.
Методика используется для обследования как взрослых, так и детей школьного возраста (для обследования детей младшего возраста более удобен вариант с кольцами Ландольта). Методика широко применяется в клинике, школьной и профессиональной психодиагностике.
Здесь исследование проводится с помощью специальных бланков, на которых 25 красных и 24 черных числа. Испытуемый должен вначале отыскать черные числа в порядке возрастания, затем красные числа в убывающем порядке.
Третье задание заключается в попеременном поиске черных чисел в возрастающем и красных чисел в убывающем порядке. Основной показатель - время выполнения.
Первые два задания выполняются с использованием одного бланка, третье задание - на другом бланке.
Лабораторная работа №3.
Диагностика внимания. Проба Мюнстенберга
Цель исследования: диагностика избирательности и концентрации внимания.
Теоретическое обоснование исследования: избирательность и концентрация рассматриваются как свойства внимания;
Задачи исследования:
- определить скорость работы;
- определить качество работы по формуле Уиппла;
- оценить уровень концентрации внимания.
Оборудование: бланк, секундомер, протокол, ключ к методике.
Протокол к Лабораторной работе №3
Дата:06.12.2017
Испытуемый: Иванов
Экспериментатор: Горяинова
Ход работы
Экспериментатор выдает испытуемому бланк диагностики и инструкцию, время выполнения фиксируется.
Инструкция: Среди буквенного текста имеются слова. Ваша задача – просматривая строку за строкой, как можно быстрее найти эти слова. Найденные слова подчеркивайте.
Скорость выбора (производительность внимания) P=512/160 = 3,2
Точность работы (методика Уиппла) (см.Приложение 2) = 0,8
Результаты оцениваются при помощи шкалы оценок, в которой баллы начисляют в зависимости от затраченного на поиск слов времени. За каждое пропущенное слово снижается по одному баллу. Оценка результатов проводится по таблице 1.(см.Приложение 2).
Выводы по исследованию: испытуемый демонстрирует средний уровень концентрации и устойчивости внимания, а также средний уровень скорости работы. Точность работы также на среднем уровне, хотя полученные результаты удовлетворительные, для специфической учебной деятельности, либо профессиональной деятельности, связанной с необходимость высокой концентрации и устойчивости внимания можно рекомендовать тренировку помехоустойчивости и концентрации внимания, т.к. это свойство поддается тренировке.
Память
1.Определение объема кратковременной памяти (метод Джекобса)
2.Исследование влияния осмысленности материала на запоминание.
3.Перечислите факторы, влияющие на сохранение материала в памяти.
Лабораторная работа №4.
Определение объема кратковременной памяти (метод Джекобса)
Цель исследования: определить объем кратковременной памяти;
Теоретическое обоснование исследования: кратковременная память (КП) характеризуется недолгим сохранением материала, после однократного непродолжительного восприятия и немедленным воспроизведением материала.
Функции кратковременной памяти:
- отражение быстро изменяющихся процессов;
- фильтрация событий не по существенным взаимосвязям, а по степени качественного многообразия, также существенного для организма;
- первичная ориентировка в окружающей среде.
Оборудование: семь рядов цифр, содержащих от 4 до 10 элементов.
Ряды составлены по таблице случайных чисел.
Протокол к Лабораторной работе №4
Дата:06.12.2017
Испытуемый: Иванов
Экспериментатор: Горяинова
Ход работы
Экспериментатор по одному разу читает по очереди каждый ряд, начиная с самого короткого. После прочтения каждого ряда, через 2-3 с, испытуемый письменно воспроизводит в протоколе.
Результаты исследования: наибольшая длина ряда, правильно воспроизведенная во всех исследованиях – 6, число проведенных опытов – 4, количество правильно воспроизведенных рядов – 6:9, был воспроизведен ряд из 9 цифр, интервал между рядами (К=1).
Объем памяти = 7,2
Был вычислен по формуле (см.Приложение 3).
Выводы по результатам исследования: испытуемый показал достаточно высокий результат по исследованию, подтверждая классическую формулу эффективности запоминания и объема памяти на уровне кратковременной памяти (7+/- 2),