Фрагмент для ознакомления
2
Пояснительная записка
Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начально-го общего образования является обеспечение «условий для индивидуаль-ного развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения — одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья» Вместе с тем, в опре-деленной коррекционной работе нуждаются и «сильные» дети. В этом слу-чае главная забота учителя – не задержать развитие школьника, способство-вать формированию инициативного и творческого подхода к учебной дея-тельности, способности к размышлению, рассуждению, самостоятельному поиску. Задания для этой группы детей, обучающихся по системе учебников «Перспективная начальная школа» и « Школа 2100», включены в учебники, рабочие тетради, тетради для дифференцированной работы, дидактические материалы, сборники контрольных и проверочных работ.
Программа коррекционной работы направлена на реализацию сле-дующих общих целей:
• Диагностика трудностей обучения, межличностных взаи-модействий, отдельных индивидуальных психо-физиологических особенностей младших школьников (мышление, пространственная ориентировка, психомоторная координация), обучающихся в дан-ном образовательном учреждении;
• Оказание помощи в освоении основной образовательной программы начального общего образования детям с трудностями обучения, стимулирование школьников с высоким уровнем обучае-мости (разработка индивидуальной траектории развития);
• Выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
• Создание условий для развития сохранных функций, по-вышение мотивации к обучению;
• Коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоциональной сфер; формирование механизма волевой регуляции.
• Воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков.
В данной программе речь идет о возможных путях коррекции трудностей обучения. Реализация программы осуществляется на основе следующих принципов:
1. Достоверности — профессиональный анализ специалистами об-разовательного учреждения медицинских показателей учащихся (школь-ный врач); психологической (школьный психолог, дефектолог) и педагоги-ческой (учитель, завуч) диагностики. Оценка предпосылок и причин возни-кающих трудностей с учетом социального статуса ребенка, семьи, условий обучения и воспитания;
2. Гуманистической направленности — опора на потенциальные возможности ученика, его интересы и потребности; создание ситуаций успеха в учении, общении со сверстниками и взрослыми;
3. Педагогической целесообразности — создание программы «Ин-дивидуальная траектория развития учеников»; интеграция усилий педаго-гического коллектива (учитель, врач, психолог, дефектолог, социальный педагог ).
Программа коррекционной работы обеспечивает:
- выявление особых образовательных потребностей детей и осу-ществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям;
- возможность освоения детьми Образовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении.
Актуальность проблемы психического здоровья детей в послед-нее время значительно возросла. Рост нервно-психических и соматических заболеваний, а также различные функциональные расстройства коррели-руют с общим снижением успеваемости, особенно на начальных этапах обучения.
Поэтому особую социальную и педагогическую значимость приоб-ретает внедрение в систему образования специальных организационных форм активной дифференцированной помощи детям, испытывающим зна-чительные трудности в усвоении программ обучения, в адаптации к соци-альным требованиям общества в условиях школьного учреждения.
Детей, у которых при нормальном слухе и зрении, при отсут-ствии умственной отсталости, выраженных дефектах речи и опорно-двигательного аппарата обнаруживаются стойкие трудности в обучении и адаптации к школе, называют «детьми с трудностями в обучении» (в соот-ветствии с психолого-педагогической классификацией).
1. Характеристика детей школьного возраста, испытывающих
проблемы в обучении и развитии
1.1. Условия и причины неблагоприятного развития
Психолого-педагогическое наблюдение за детьми, испытывающими проблемы в развитии, и их клиническое изучение выявили ряд особенно-стей психического развития.
Значительное разнообразие вариантов развития зависит от ряда условий и причин. Среди них в первую очередь выделяются:
1. Социальная ситуация развития ребенка (круг общения и харак-тер взаимоотношений «взрослый – ребенок», «ребенок – ребенок», в се-мье, в школе, обществе в целом и т.п.).
На развитие ребенка оказывают негативное влияние следующие факторы:
- дефицит общения с окружающими взрослыми, вследствие чего не обеспечивается стимуляция развития эмоциональных, познавательных процессов, речи в периоды, когда общение является для ребенка ведущим видом деятельности;
- травмирующее действие социальной микросреды, вызывающее со-стояние повышенной тревожности, вырабатывающее в характере ребенка пассивно-защитные свойства (робость, безинициативность, плаксивость, замкнутость и т.п.), ил, наоборот, защитно-агрессивные свойства (жесто-кость, упрямство, негативизм, грубость);
- отсутствие адекватных (квалифицированных) педагогических условий, обеспечивающих реализацию полноценного развития ребенка и коррекцию неблагоприятных вариантов его развития.
2. Развитие ведущей, а также других типичных для данного воз-раста видов деятельности (игры, учения, элементов труда, труда и т.д.).
Негативное влияние на развитие ребенка оказывает отсутствие пол-ноценной, соответствующей возрасту деятельности, обеспечивающей «присвоение» и смену ведущего вида деятельности в каждом календарном периоде развития ребенка.
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. – М., 2019.
2. Андрюшенко Т.Ю., Корабекова Н.В. Коррекция психологического развития младших школьников на начальном этапе обучения /Вопросы психологии. – 2018 - № 1.
3. Бурменская Г.В., Корабекова Н.В., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. – М., 2018.
4. Елфимова Н.В. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников. – М., 2018.
5. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к школьному обучению. – М., 2017.
6. Мухина В.С. Детская психология. – СПБ., 2018.
7. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. – М., 2017.
8. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М., 2016.