Фрагмент для ознакомления
2
Л.С. Выготский под памятью понимает высшую психическую функцию, которая формируется в процессе деятельности и опирается на культурные средства и знаки, выработанные в процессе общественного развития [3]. А.Р. Лурия предлагает рассматривать память как психическую функцию, которая продуцирует мнемический результат по следующим показателям – производительность, качество, надежность. Производительность – количество информации, объем памяти, качество– точность запоминания и воспроизведения информации, надежность – прочность запоминания, быстрота и точность воспроизведения [6].
Память как познавательный процесс, как отмечает Е.И. Рогов, понимается как совокупность операций и действий, посредством которых осуществляется процесс ее функционирования:
а) запоминание: удержание, кодирование, присвоение информации, которую получает субъект в процесс восприятия и деятельности;
б) сохранение: процесс произвольного или непроизвольного преобразования полученной информации;
в) воспроизведение: процесс реконструкции информации, ее восстановления для дальнейшего использования в различных целях;
г) узнавание: идентификация или опознание определенных явлений или объектов, которые были ранее восприняты и сохранены в памяти;
д) забывание: уменьшение возможностей для воспроизведения и узнавания информации [10].
А.Н. Леонтьев рассматривает память с точки зрения деятельностного подхода и определяет ее как систему личности, которая отражает содержание внутреннего мира. Память, по мнению Л.В. Черемошкиной, представляет собой определенный образ окружающей действительности, который складывается у личности в ходе ее формирования и в результате освоения различных видов деятельности, в том числе ведущих на определенных этапах онтогенеза. Например, для развития памяти в дошкольном возрасте важное значение имеет игра [13].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Барышникова Е.В. Предметно-развивающая среда в дошкольной образовательной организации / Е.В. Барышникова. – Челябинск: Изд-во ЮУрГГПУ, 2017. – 182 с.
2. Боднар А.М. Психология памяти: курс лекций / А.М. Боднар. – М.: Флинта; Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2018. – 96 с.
3. Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.
4. Декман И.Е. Способы развития памяти дошкольников / И.Е. Декман, А.В. Черва // Мир педагогики и психологии. – 2020. – № 3 (44). – С. 138–147.
5. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций: учебное пособие / Б.Т. Лихачев. – М.: Юрайт-М, 2001.– 607 с.
6. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии: учебное пособие / А.Р. Лурия. – СПб.: Питер, 2017. – 319 с.
7. Мухина В.С. Детская психология / В.С. Мухина. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2018. – 352 с.
8. Педагогика: учебник / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 576 с.
9. Развитие теории и практики учебной деятельности: научная школа В.В. Давыдова: монография / сост. и общ. ред. Т.Ю. Андрущенко, А.Г. Крицкого, Л.К. Максимова. – Волгоград: Изд-во ВГСПУ «Перемена», 2016.– 274 с.
10. Рогов Е.И. Общая психология: курс лекций / Е.И. Рогов. – М.: Речь, 2017. – 480 с.
11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учебник / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2018. – 720 с.
12. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 2. – С. 4-18.
13. Черемошкина Л.В. Психология памяти: учебное пособие / Л.В. Черемошкина. – М.: Академия, 2017. – 368 с.
14. Чукмарова Л.Ф. Особенности опосредованной логической памяти у дошкольников / Л.Ф. Чукмарова, А.Л. Короткова // Вестник ТИСБИ. – 2021. – № 1. – С. 130–136.
15. Эльконин Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2008. – 390 с.