Фрагмент для ознакомления
2
Заикание – это давно известная патология речи. Существует немало методик, ориентированных на преодоление этого нарушения. Среди них особое место занимает система комплексной реабилитации заикающихся Л.З. Арутюняна. С позиции автора данной методики, основу заикания формирует триада: речевые судороги, наличие постоянного состояния тревоги, которое связано с акцентом речи, а также стремление скрыть дефект. Именно это и обусловило идею своего рода «отрыва» пациента от заикания по всем этим трем названным направлениям. Л.З. Арутюнян, рассматривая заикание в качестве одной из форм устойчивого патологического состояния (далее по тексту – УПС), основываясь на теории Н.П. Бехтеревой, он приходит к заключению о необходимости его дестабилизации. В связи с этим был выбран путь дестабилизации УПС, который связан не со снижением, а именно с повышением уровня активности мозга, - то есть через эмоциональное воздействие на заикающихся. Это путь быстрого наращивания эмоционального напряжения при практически полном осознании и достаточно глубоком осмыслении заикающимся всего происходящего. Для этой методики свойственен системный подход к речи, в качестве живого целостного организма, предполагающего одновременное воздействие на разные стороны речевой системы: это ритм, темп, паузирование, мелодика и т.д. Базовый принцип методики прослеживается в том, что не корригируются отдельные проявления данного дефекта, а ее цель – это формирование у заикающихся нового речедвигательного навыка.
Целью данной работы является рассмотрение системы комплексной реабилитации заикающихся Л.З. Арутюнян. В рамках работы будут рассмотрены следующие вопросы: 1) коррекция заикания на основе синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки; 2) этапы коррекции заикания при помощи руки; 3) коррекция просодической стороны речи.
1. Коррекция заикания на основе синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки
При коррекции заикания на основе синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки Л.З. Арутюняном к акту речи привлекался «второй артикуляторный аппарат человека» - то есть пальцы ведущей руки. Так как при заикании исходным пунктом психических и речевых нарушений выступают речевые судороги, то если их предотвратить, то в существенной мере можно устранить также и вторичные невротические наслоения.
В методике Л.З. Арутюняна рука не отвлекает от акта речи, а также не сопровождает ее механическим образом, а ведет речь за собой, упреждая произнесение каждого слога. Подобное уже с первых занятий позволяет получить у заикающихся (первоначально на замедленном темпе) вполне разнометричную интонированную речь без наличия спазматических задержек.
Пальцы ведущей руки в этом способе выполняют роль своего рода «буксира». Они своими последовательными движениями словно набирают слоги в разнометричные рисунки слов, а также согласовывают во времени работу практически всех речевых систем и звеньев, налаживая, тем самым, у заикающихся нарушенный механизм внутренней синхронизации естественного речевого цикла. В первую очередь, устраняя саму причину появления речевых судорог, Л.З. Арутюнян тем самым компенсируем характерный заикающимся физиологический дефицит.
Также движения пальцев ведущей руки диктуют речевому аппарату ритмико-интонационный рисунок фразы. Наконец, они помогают справиться с аритмией, отсутствием верного слияния слов в синтагме, а также искажением интонации. Важно казать, что при этом к темпу речи не предъявляется практически никаких специальных требований. Он в основном определяется моторными возможностями конкретного пациента практически на всех этапах работы. Благодаря этому у каждого заикающегося вырабатывается естественный темп речи. С помощью одалживания механизмов внутренней синхронизации, происходит восстановление способности мозга таймировать, либо, иными словами, восстанавливается слоговая динамика речи.
Еще одна значимая специфика метода заключается в том, что новый речевой стереотип формируется не только при помощи анализаторов естественного речевого цикла, которые у заикающихся могут быть нарушены, но и через другие сохранные анализаторы, которые связаны с движениями пальцев рук. Это способствует более быстрому формированию у заикающихся речедвигательного навыка, который устойчив к стрессовым воздействиям.
Рассматриваемый способ коррекции заикания можно охарактеризовать как универсальный и может успешным образом использоваться при лечении невротического и неврозоподобного заикания. При этом в первом случае эффективность метода прослеживается в том, что у заикающихся существенно снижается фиксированность на акте речи, так как ответственность за технику речи на себя берет обученная рука, и пациенты могут, как и все нормально говорящие люди, в первую очередь думать о смысле высказывания. Постепенно у них уходят страх речи, навязчивые мысли, уловки [4, c. 96].
Данный способ при неврозоподобном заикании позволяет восполнить физиологический дефицит, также включая и сохранные анализаторы в альтернативные цепочки обратной связи. Чаще всего в логопедической практике встречаются именно смешанные случаи, которые сочетают в себе и невротические, и резидуально-органические расстройства, поэтому значимым качеством этой методики выступает ее универсальность. Она также позволяет решать проблему автоматизации у пациентов навыка естественной бессудорожной речи.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арутюнян, Л.З. Как лечить заикание / Л.З. Арутюнян. М.: Эребус, 1993 160 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/2/0371/2_0371-30.shtml. (дата обращения: 02.10.2021).
2. Белякова Л.И. Заикание: учеб. пособие Л.И. Белякова Е.А. Дьякова. – М.: В. Секачев, 1998. – 304 с.
3. Васильева, Ю.А. Голосоречевой тренинг / Ю.А. Васильева. – СПб.: Санкт-Петербургская гос. Акад. театрального искусства, 1996. – 76 с. (
4. Фесенко, Ю.А. Заикание: история и обзор современного состояния проблемы / Ю.А. Фесенко, М.И. Лохов // Вестник СПбГУ. Сер. 11. – 2015. – Вып. 3. – С. 93-107.
5. Цвынтарный, В.В. Радость правильно говорить / В.В. Цвынтрарный – М.: АСТ Астрель, 2004. – 106 с.