Фрагмент для ознакомления
2
Задания для самостоятельной работы
Задание 1.
На основе параграфа 1.4. главы 1 учебника (Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса: учебник и практикум для академического бакалавриата/ под общ. ред. А.С. Обухова. – М.: Издательство Юрайт, 2017.) изучите подходы к исследованию процессов взаимодействия людей. Заполните таблицу.
Подходы к исследованию процессов взаимодействия людей
Задание 2.
На основе главы 4 учебника (Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса: учебник и практикум для академического бакалавриата/ под общ. ред. А.С. Обухова. – М.: Издательство Юрайт, 2017.) напишите эссе на тему «Организационная и корпоративная культура: два названия одного итого же явления?!»
Изучение организационной культуры в рамках социальных наук началось сравнительно недавно (70-80 годы XX века) под влиянием культурологии, хотя в той или иной степени феномен организационной культуры рассматривался и ранее в работах М. Вебера, Э. Жака, К. Левина, Т. Парсонса, Г. Саймона, Ф. Селаника и В.Х. Уайта. Культурологический подход складывался под воздействием различных направлений: функционалисти- ческой традиции (Б. Малиновский и А. Радклифф-Браун) и символической концепции (К. Гиртц) в культурной антропологии; борьбы между эксплицитной и имплицитной точками зрения на организацию в социологии (Э. Дюркгейм); исследований организационного климата в психологии (В.В. Бойко, А.Г. Ковалев, Р.Л. Кричевский, К. Левин, В.И. Михеев, В.Н. Панферов, Л.Г. Почебут, СМ. Тарабарин и В.А. Чикер), а также теории управления.
В современной научной литературе существует более 50 определений понятий корпоративной и организационной культуры. Следует отметить, что если в признании наличия феномена корпоративной культуры научные и деловые круги единодушны, то в содержательной трактовке её определений такого единодушия нет. Научное осмысление этого явления находится ещё на стадии первичного обобщения, которой также присущ широкий плюрализм подходов. Некоторыми исследователями были предприняты попытки развести данные понятия и классифицировать подходы к изучению данного вопроса. Большинство авторов сходится в том, что культура организации представляет собой сложную композицию важных предположений (часто не поддающихся формулированию), бездоказательно принимаемых и разделяемых членами коллектива. Часто организационная культура трактуется как принимаемые большей частью организации философия и идеология управления, предположения, ценностные ориентации, верования, ожидания, нормы, лежащие в основе отношений и взаимодействий как внутри организации, так и за её пределами.
Такими исследователями, как С.В. Щербина и Н.Н. Могутнова, были проанализированы различные подходы к рассмотрению данных понятий. Последней была предпринята попытка развести понятия «корпоративная культура» и «организационная культура», поскольку именно эти два понятия наиболее часто взаимозаменяются и используются параллельно. В результате анализа литературы по данной тематике учеными было выделено пять точек зрения на данную проблему. Представим дополненный и расширенный вариант этих классификаций.
Корпоративная культура и организационная культура - понятия тождественные. Согласно данному подходу, корпоративная и организационная культуры рассматриваются с точки зрения одних и тех же терминов, а именно: философия и идеология организации, ценностные ориентации, верования, ожидания, нормы, принимаемые и разделяемые всеми членами коллектива. Все эти установки передаются членам коллектива через материальные и нематериальные средства окружающей среды.
Данного подхода придерживаются большинство западных исследователей и такие отечественные исследователи как О.С. Виханский, С.В. Иванова, Л.В. Карташова, Е.Д. Малинин, В.Л. Михельсон-Ткач, В.А. Спивак, Е.А. Черных.
Задание 4.
Предложите тематику для встреч с родителями (не менее 3 тем для каждой группы): 1) дошкольников; 2) младших школьников; 3) подростков; 4) старших школьников. Объясните, почему эти темы актуальны для родителей детей данной возрастной группы.
Все перечисленные темы подобраны в связи с угрозами информационной безопасности и усилениями проявлений массовой культуры
Для дошкольников:
1. Дети и телевизор. Что можно смотреть дошкольникам?
2. Книги-друзья. Что можно читать детям?
3. О значении сказки для развития личности ребёнка.
Для младших школьников:
1. Признаки вредного мультфильма
2. Читаем вместе с детьми
3. «Поразмышляй над сказкой всласть…» или, Чему это учит.
Для подростков
1. Безопасность в Интернете.
2. Признаки вредного художественного фильма
3. Читать нужно много, но не многое.
Для старшеклассников