Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Речевая деятельность теснейшим образом связанна со всеми сторонами человеческого сознания. Речь - могучий фактор психического развития человека, формирования его как личности. Под влиянием речи формируется сознание и самосознание, взгляды, убеждения, интеллектуальные, моральные и эстетические чувства, формируется воля и характер. Все психологические процессы с помощью речи становятся произвольными, управляемыми.
В настоящее время детей с речевыми нарушениями становится все больше и больше, дети начинают говорить позже, часто не выговаривают звуки, имеют бедную и однообразную речь, трудности при обучении. Одним из распространенным речевым нарушением является ринолалия, характеризуемая нарушением тембра голоса и произношения, обусловленная анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.
По классификации всемирной организации здравоохранения ринолалия причислена к голосовым расстройствам. Именно несбалансированный резонанс провоцирует развитие всех других патологических изменений фонетической стороны речи. Голос становится монотонным, гнусавым, глухим.
Одним из речевых нарушений, требующих коррекции, является ринолалия (от греческого rhinos - «нос» и lalia - «речь»). Для этого дефекта характерен носовой оттенок голоса, который сопровождается нарушениями звукопроизношения и анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Данное нарушение отличается патологическими модификациями резонирования носовой полости при произношении звуков, в результате чего создается назальность речи. Иными словами, при звукопроизношении появляется характерная «гнусавость» (в народном обиходе это состояние называется именно так).
Дефекты речи будут влиять не только на успеваемость ребенка. Проблема в том, что дети, у которых есть какие-либо проблемы со звукопроизношением, испытывают серьезные сложности в общении с окружающими людьми. Такая ситуация также может спровоцировать буллинг со стороны сверстников, потому что они далеко не всегда с понимаем относятся к другим детям, которые по каким-либо признакам не похожи на них.
Проблемой изучения ринолалии занимались такие известные ученые, как: В. М. Мессина, Г. В. Кручинский, Ю. М. Вернадский, Н. И. Каспарова, Б. Я. Булатовская и другие.
Нарушение тембра голоса и звукопроизношения при ринолалии
1. Формы ринолалии
При ринолалии артикуляция звуков, фонация существенно отличаются от нормы. При нормальной фонации во время произнесения всех звуков речи, кроме носовых, у человека происходит отделение носоглоточной и носовой полости от глоточной и ротовой. Эти полости разделяются нёбно-глоточным смыканием, вызываемым сокращением мышц мягкого нёба, боковых и задних стенок глотки. Одновременно с движением мягкого нёба при фонации происходит утолщение задней стенки глотки (валик Пассавана), которое способствует контакту задней поверхности мягкого нёба с задней стенкой глотки.
Формы ринолалии:
Открытая ринолалия.
При открытой форме ринолалии ротовые звуки приобретают назальность. Наиболее заметно изменяется тембр гласных "и" и "у", при артикуляции которых, ротовая полость больше всего сужена. Наименьший назальный оттенок имеет гласный "а", так как при его произнесении ротовая полость широко раскрыта.
Значительно нарушается тембр при произнесении согласных. При произнесении шипящих и фрикативных прибавляется хриплый звук, возникающий в носовой полости. Взрывные "п", "б"," д", "т", "к" и "г" звучат неясно, так как в ротовой полости не образуется необходимое воздушное давление вследствие неполного перекрытия носовой полости.
Воздушная струя в ротовой полости настолько слабая, что недостаточна для колебания кончика языка, необходимых для образования звука "р".
Фрагмент для ознакомления
3
1.Алмазова Е. С. Методика логопедической работы по устранению ринофонии // Нарушения речи и голоса у детей / Под ред. С.С. Ляпидевского, С.Н. Шаховской. - М., 2015. - С. 89 - 108.
2.Балакирева А.С. Логопедия. Ринолалия [Текст] / А.С. Балакирева. - М.: Секачев В.Ю., 2012. 208 с.
3.Бенилова С. Ю. Логопедия. Системные нарушения речи у детей (этиопатогенез, классификации, коррекция, профилактика) С.Ю. Бенилова, Л.Р. Давидович. – М.: МОДЭК, 2014. 536 с.
4.Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики [Текст]/ А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева. - М. : Академия, 2011- 272 с.
5.Ешиев А.М. Анализ выявления сопутствующей и сочетанной патологии у детей с расщелинами губы и нёба [Текст] / А.М. Ешиев, А.К. Давыдова // Фундаментальные исследования. – 2013 - №9-1. – С. 42-45
6.Ипполитова А. Г. Открытая ринолалия. - М., 2013. - 95 с.
7.Кравцова О.А. Расщелины губы и нёба [Текст] / О.А. Кравцова // Здоровье и образование в 21 веке. – 2012 - Т. 14, №2. – С. 112.
8.Назарова Н.М. Сравнительная специальная педагогика [Текст] /Н.М. Назарова, Е.Н. Моргачева, Т.В, Фуряева. – М. : Академия, 2012 336 с.
9.Неретина Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология [Текст] / Т.Г. Неретина. – М. : Владос, 2014- 334 с.
10.Понятийно-терминологический словарь логопеда [Текст]: учебное пособие для вузов / под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Владос, 2012. - 288 с.
11.Репина З.А. Нарушение письма у школьников с ринолалией. Свердловск, 2011.
12.Специальная педагогика [Текст]: учебное пособие / В.С. Кукушин [и др.]. – М. : Московский психолого-социальный университет, 2014 -552 с.
13.Специальная педагогика [Текст]: учебное пособие / под ред. Л.В. Мардахаева, Е.А. Орловой. – М.: Юрайт, 2015 448 с.
14.Степанов С.С. Дефектология. Словарь-справочник [Текст]/ С.С. Степанов. – М.: Новая школа, 2012 80 с.
15.Хватцев М.Е. Логопедия в 2 книгах. Книга 1 [Текст] /М.Е. Хватцев. – М.: Владос-Пресс, 2013 272 с.
16.Чиркина Г.В. Нарушения речи при ринолалии и пути их коррекции [Текст] / Г.В. Чиркина // Дефектология. – 2013 - №6. – С.3-22.