Фрагмент для ознакомления
2
1 Сущность подготовки детей к обучению грамоте
Обучение грамоте – это овладение ребенком умением читать и писать тексты, четко и ясно излагать свои мысли в письменной форме, а также понимать при чтении и значение отдельных слов, и смысл текста. То есть грамота подразумевает успешное овладение детьми процессами чтения и письма [2, c. 14[].
Понятие готовности детей к чтению и письму (то есть грамоте) в себя включает зрелость и развитие следующих весьма значимых компонентов: пространственно- временные представления, общая и мелкая моторика, чувство ритма, зрительно- пространственные представления, координация движений, звуковой анализ и синтез, а также фонематическое восприятие.
В случае недостаточного развития обозначенных нами выше компонентов способно негативным образом сказаться и на освоении грамоты, и на отношении ребенка к обучению в целом. Базовой задачей при подготовке ребенка к обучению грамоте выступает формирование у него общей ориентировки в звуковой системе языка, обязательное обучение его звуковому анализу слова, то есть самостоятельному определению порядка следования в слове звуков, выявлению различительной роли звука, ведущих его качественных характеристик [4, c. 112].
Также в этом отношении необходимо указать, что письменная речь – это одна из форм существования языка, которая противопоставлена устной речи. С одной стороны, это вторичная, являющаяся по времени возникновения более поздней формой существования языка. Однако с другой стороны, письмо выступает в качестве самостоятельной системы коммуникации, выполняющей функцию фиксации устной речи, осуществляемой на основе весьма высокого уровня ее развития. В данном процессе участие принимают разные анализаторы, а именно: речеслуховой, зрительный, речедвигательный, а также общедвигательный. В процессе письма между ними устанавливается достаточно тесная связь и взаимообусловленность. При этом комплекс функциональных предпосылок письма являет собой многоуровневую систему с немалым числом когнитивных и речевых функций. Они, после достижения необходимого уровня зрелости, формируют оптимальные возможности для выполнения операций звукобуквенной символизации, осуществления графического моделирования звуковой структуры слова, а также реализации графомоторной программы [6, c. 36].
Ребенку необходим хороший фонематический слух для усвоения звуковой системы языка, а также для грамотной письменной и устной. Не менее значимую роль играет зрение, так как ребенок наблюдает за движениями губ, а также языка говорящих; он повторяет их, стараясь при этом подражать артикуляционным движениям. Развитие мелкой моторики имеет ведущее значение для овладения актом письма, а также заметно ускоряет процесс развития речевой моторики, потому как представительства в мозге движений мышц пальцев рук и языка достаточно близко соседствуют [6].
Подчеркнем в этом отношении, что готовность ребенка к усвоению грамоты складывается при формировании устной речи задолго до систематического обучения его письму и чтению. Письмо тесным образом связано с процессом устной речи и реализуется исключительно на основе достаточно высокого уровня ее развития. При этом процесс письма уже взрослого человека характеризуется как автоматизированный и заметно отличается от характера письма ребенка, который только овладевает данным навыком. Так, например, письмо у взрослого письмо выступает в качестве целенаправленной деятельности, главная цель которого – это передача смысла либо его фиксация. При этом процесс письма у взрослого человека отличается связанностью, целостностью, является одновременно синтетическим процессом. Им же графический образ слова воспроизводится вовсе не по отдельным элементам (то есть буквам), а также в качестве единого целого. То есть слово воспроизводится в качестве единого моторного акта. Поэтому процесс письма происходит автоматизировано и протекает одновременно под двойным контролем, то есть зрительным и кинестетическим [11].
В формировании навыка письма выделяются три главных этапа:
Первый этап – это аналитический, основным компонентом которого выступают вычленение и последующее овладение отдельными элементами действия, а также уяснение содержания. Существенное значение при этом имеет не только уровень развития ребенка, а также и наличие определенных знаний и умений, но и способ объяснения тому, что конкретно и как ребенок должен делать, степень осознания выполняемого им действия. Однако следует констатировать, что существующая методика, построенная на принципе так называемого «механического копирования», в качестве ведущей инструкции устанавливает призыв «смотри и делай как я».
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Агранович, З.Е. Система коррекционной работы по преодолению нарушений звукослоговой структуры слов у детей / З.Е. Агранович // Проблемы патологии развития и распада речевой функции: сборник статей. – Санкт-Петербург, 2014. – С. 34-38. – Текст: непосредственный.
2. Акименко, В.М. Опыт работы по обучению грамоте и развитию речи детей в классах предшкольной подготовки / В.М. Акименко. – Текст: непосредственный // Логопед в детском саду. – 2013. – № 4. – С. 14-22.
3. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – Москва: Академия, 2000. – 400 с. – Текст: непосредственный.
4. Безруких, М.М. Подготовка дошкольников к обучению грамоте / Б.М. Безруких. – Текст: непосредственный // Нарушение речи у дошкольников. – 2015. – №7. – С. 10-46.
5. Безруких, М.М. Ступеньки к школе. Азбука письма: пособие по обучению детей старшего дошкольного возраста / М.М. Безруких. – Москва: Дрофа, 2016. – 64 с. – Текст: непосредственный.
6. Гурьянов, Е.В. Обучение грамоте детей в детском саду / Е.В. Гурьянов. – Текст: непосредственный // Дефектология. – 2014. – №2. – С.36 - 38.
7. Гурьянов, Е.В. Формирование графических навыков письма / Е.В. Гурьянов. – Москва: Наука, 1017. – 242 с. – Текст: непосредственный.
8. Гуцал, И.Ю. Игры с предметами при подготовке детей с ОНР к обучению грамоте / И.Ю. Гуцал. – Текст: непосредственный // Логопед. – 2012. – № 4. – С. 73-76.
9. Емельянова, И.Д. Профилактика нарушений письма у старших дошкольников / И.Д. Емельянова, О.П. Носкова. – Текст: непосредственный // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2012. – № 4. – С. 94-100.
10. Журова, Л.Е. Обучение грамоте детей в детском саду / Л.Е. Журова // Исследования речевого мышления в психолингвистике. – Москва: Наука, 2016. – С.85-99. – Текст: непосредственный.
11. Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи / Г.А. Каше. – Москва, 1995. – 100 с. – Текст: непосредственный.
12. Чиркина, Г.В. Подготовка к обучению грамоте / Г.В. Чиркина. – Текст: непосредственный // Дефектология. – 2015. – №1. – С. 64-65.