Фрагмент для ознакомления
2
ЗАДАНИЕ 1
Общие сведения об испытуемом: 37 лет, высшее педагогическое образование, замужем, двое детей: мальчик 6 лет, девочка 11 лет.
Сведения о родительской семье испытуемого: полная семья, есть старшая сестра, прародители проживали отдельно от семьи. В семье у испытуемой каждый был сам по себе – у каждого свой круг общения, занятий, дел. При этом со стороны родителей было много ограничений в отношении испытуемой, много не разрешалось. Чувство любви по отношению к испытуемой не проявлялось. Такие же отношения складывались с прародителями.
Сведения о собственной семье: испытуемая состоит в браке, имеет двоих детей. В период брака не единожды прощала измены мужа, боясь развода и остаться одной. Причину измен видит в себе.
Сведения о посещении детских учреждений: посещала ясли, сад, закончила школу на среднем уровне. Со сверстниками складывались нейтральные отношения, настоящих друзей не было. Считала себя хуже других (синдром «гадкого утенка»), поэтому ведущих позиций в общении не занимала, отходила на второй план, чувствовала себя сковано в новой компании. Предпочитала проводить время наедине с собой, ограничивать свои знакомства. Тяжело переживала обиды. С учителями в конфликтные отношения не вступала, нареканий с их стороны не имела. В другие школы не переходила.
Сведения об интересах и увлечениях испытуемого: посещала кружок аппликации из ткани. Родители не проявляли заинтересованности в успехах дочери в ее увлечении. В настоящее время аппликацией не увлекается. Мечтает научиться танцевать, но специальные занятия не посещает.
Сведения о значимых событиях в жизни испытуемого (позитивных и негативных): значимым событием в своей жизни испытуемая считает создание семьи, рождение детей.
ЗАДАНИЕ 3
Методика исследования самоотношения С.Р. Пантелеев (МИС) - личностный опросник, разработанный в 1989 году С. Р. Пантилеевым. Используется в таких практических сферах психологии, как консультирование, психотерапия, а также индивидуальная и групповая коррекция, так как они имеют наиболее тесное отношение к воздействию на самооценку клиента или пациента.
Методика предназначена для выявления структуры самоотношения личности, а также выраженности отдельных компонентов самоотношения: закрытости, самоуверенности, саморуководства, отраженного самоотношения, самоценности, самопривязанности, внутренней конфликтности и самообвинения.
Самоотношение понимается в контексте представлений личности о смысле "Я" как выражение смысла "Я", как обобщенное чувство в адрес собственного "Я". В основу понимания самоотношения положена концепция самосознания В.В. Столина, который выделял три измерения самоотношения: симпатию, уважение, близость.
Методика допускает индивидуальное и групповое применение без ограничения времени. В случае группового обследования количество участников не должно превышать 15 человек. Длительность выполнения задания - 30 - 40 минут, что можно отнести к недостатку этого теста.
Методика состоит из 110 утверждений, которые соответствуют 9 шкалам опросника [2]. Используются два варианта ответов — «согласен» и «не согласен». Подсчитанные совпадающие ответы вносятся в колонку результатов «балл» на бланке ответов. Полученные «сырые» баллы по специальной шкале переводятся в стандартные оценки «стены» и заносятся в колонку «стены». Психологической нормой считаются стены от 3 до 7.
Основные шкалы МИС
Независимые факторы были получены посредством факторизации матрицы интеркорреляций шкал.
1. Самоуважение: включает в себя такие шкалы, как социальную желательность «Я» (1), самоуверенность (2), саморуководство (3) и отраженное самоотношение (4).
2. Аутосимпатия: включает в себя такие шкалы, как самоценность (5), самопринятие (6) и самопривязанность (7).
3. Самоуничижение: включает в себя такие шкалы, как внутреннюю конфликтность (8) и самообвинение (9).
Использовав данную диагностику, следует отметить ее удовлетворительную ретестовую надежность. В связи с отсутствием контрольных шкал и прямой формой большинства вопросов данная методика не совсем уместно использовать в экспертных ситуациях.
Тест Лири «Диагностика межличностных отношений» (ДМО) – психодиагностическая методика, созданная Тимоти Лири, Г. Лефоржем и Р. Сазеком в 1954 году, и в 1957 году опубликованная в монографии Тимоти Лири под названием «The Interpersonal Diagnosis of Personality».
В России известна психодиагностическая методика под названием «Диагностика межличностных отношений» (ДМО), которая представляет собой адаптированный и модифицированный вариант оригинальной методики. Автор модификации – Людмила Николаевна Собчик.
Методика достаточно популярна, как за рубежом так и среди отечественных психологов.
Методика предназначена для диагностики представления личности о своём реальном и идеальном «Я». Также тест активно используется для диагностики взаимоотношений в малых группах, например, в семейном консультировании. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.
Для представления основных социальных ориентаций Тимоти Лири разработал условную схему — в виде круга, разделенного на секторы. В этом круге, по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование-подчинение и дружелюбие-враждебность. В свою очередь, эти секторы разделены на восемь — соответственно более частным отношениям. Для еще более тонкого описания, круг делят на 16 секторов, но чаще используются октанты, определенным образом ориентированные относительно двух главных осей.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Истратова, О. Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов [Текст]: сборник / О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. - 7-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 375, с.: ил.
2. Бурлачук Л. Ф. Самоотношения опросник // Словарь-справочник по психодиагностике. - 3-е издание. - Санкт-Петербург: Питер, 2008. — С. 402. — 688 с.
3. Собчик Л. Н. Методы психологической диагностики. Вып. 3. Диагностика межличностных отношений. Модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири. Метод. руководство. — М., 1990.