Фрагмент для ознакомления
2
Краткий конспект содержательного раздела пунктов:
АОП обеспечивает образовательную деятельность, работу коррекции нарушений развития и социальную адаптацию обучающихся в группах компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с учетом особенностей их психофизического
развития и индивидуальных возможностей. Программа является нормативно- управленческим документом образовательного учреждения, определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования; обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом
возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей (п.2.1 ФГОС ДО); формируется как программа психолого-
педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
Программа является документом, регламентирующим содержание и педагогические условия обеспечения образовательного процесса, определяющим путь достижения федерального государственного образовательного стандарта.
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный
и организационный.
Содержательный раздел представляет общее содержание АОП коррекционно-образовательной работы по специальным коррекционным программам. В данном разделе представлена система индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ТНР и
модель взаимодействия педагогов и специалистов в реализации коррекционных мероприятий.
Содержание связи между специалистами ДОУ заключается в уточнении происхождения нарушений в развитии с целью нахождения наиболее правильного и эффективного коррекционного подхода через взаимоконсультирование, обсуждение соответствия содержания коррекционных и учебных программ, через совместное проведение и взаимопосещение профильных занятий всех видов (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных).
Взаимодействие специалистов с воспитателями состоит в совместном создании условий для коррекции в обстановке группы и в педагогическом процессе, наблюдение за деятельностью детей для определения возможностей воспитанников, консультирование в организации коррекционной работы, в частности использования эффективных методов и приемов для достижения положительных результатов.
Содержание Программы «От рождения до школы» обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Конкретное содержание данных образовательных областей зависит от возраста детей и реализуется в определённых видах деятельности: это игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисования, лепки, аппликации), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, учитывает образовательные потребности и интересы воспитанников, членов
их семей и педагогов и представлена парциальными программами, которые
направлены на углубление и расширение содержания образовательных областей.
Оптимальными методами реализации программы являются проблемное и игровое обучение.
2.2. «Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях»;
Социально-коммуникативное развитие
В области социально-коммуникативного развития ребенка с ТНР, с учётом его психофизических особенностей, в условиях информационной социализации основными задачами образовательной деятельностиявляются создание условий для:
–усвоения норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
–развития общения и взаимодействия ребенка с ТНР со взрослыми и сверстниками;
–становления самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
–развития эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
–формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми,
– формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
–формирования позитивных установок к различным видам труда и творчества;
–формирования основ безопасного поведения в быту, социуме, природе;
–развития коммуникативных и социальных навыков ребенка с ТНР;
–развития игровой деятельности.
Основное содержание образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста
Совместная образовательная деятельность педагогов с детьми с ТНР на первой ступени образования предполагает следующие направления работы:
–формирование представлений детей о разнообразии окружающего их мира и людей;
–воспитание правильного отношения к людям, вещам и т. д.;
–обучение способам поведения в обществе, отражающим желания, возможности и предпочтения детей («хочу –не хочу», «могу –не могу», «нравится –не нравится»).
Характер решаемых задач позволяет структурировать содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» по следующим разделам: 1)игра; 2)представления о мире людей и рукотворных материалах; 3)безопасное поведение в быту, социуме, природе; 4)труд.
Обучение игре младших дошкольников с ТНР проводится в форме развивающих образовательных ситуаций, направленных на преодоление у детей речевого и неречевого негативизма. Для этого все специалисты стремятся придать отношениям детей к окружающим взрослым и детям положительную направленность.
В ходе обучающих игр с детьми первого уровня речевого развития взрослые организуют игровые ситуации, позволяющие детям с помощью невербальных и вербальных средств общения выражать радость от достижения целей, вступать в общение со сверстниками: парное или в малых группах (два-три ребенка).
В различных предметных и ролевых играх с предметами-орудиями бытового назначения, с игрушками взрослые уточняют представления детей о цвете предметов (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый), учит их детей различать предметы по цвету (противопоставление по принципу «такой –не такой», выбор предметов одного цвета из группы предметов, разных по форме и величине; различение контрастных и близких по цвету предметов). В обучающих играх дети соотносят цвет предмета со словом.
Взрослые в различных педагогических ситуациях, в режимные моменты, в игре и т. п. формируют у детей с ТНР навыки самообслуживания, культурно-гигиенические навыки, навыки выполнения элементарных трудовых поручений с их помощью.
Всеми педагогами образовательной организациив подборе доступного детям речевого материала применительно к игровым ситуациям и трудовым процессам, которые осваивает ребенок с ТНР,учитывается коррекционная направленность всего педагогического процесса.Взрослые обучают детей использовать невербальные и вербальные средства общения в процессе самообслуживания, выполнения культурно-гигиенических процедур, элементарных трудовых поручений, во время игры: сообщать о своих действиях, демонстрировать умения, обращаться за помощью в случае возникновения трудностей.
Образовательную деятельность в рамках указанной образовательной области проводят воспитатели, согласуя ее содержание с тематикой работы, проводимой учителем-логопедом. Активными участниками образовательного процесса в области «Социально-коммуникативное развитие» должны стать родители детей, а также все остальные специалисты, работающие с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
Познавательное развитие
Содержание образовательной области «Познавательное развитие» предполагает создание взрослыми ситуаций для расширения представлений детей о функциональных свойствах и назначении объектов, стимулируют их к анализу, используя вербальные средства общения, разнообразят ситуации для установления причинных, временных и других связей и зависимостей между внутренними и внешними свойствами. При этом широко используются методы наблюдения за объектами, демонстрации объектов, элементарные опыты, упражнения и различные игры. Содержание образовательной области «Познавательное развитие» в этот период обеспечивает развитие у детей с ТНР познавательной активности, обогащение их сенсомоторного и сенсорного опыта, формирование предпосылок познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности, а также представлений об окружающем мире и элементарных математических представлений.
Характер решаемых задач позволяет структурировать содержание образовательной области по следующим разделам: 1)конструирование; 2)развитие представлений о себе и об окружающем мире; 3)формирование элементарных математических представлений.
Продолжается развитие у детей с ТНР мотивационного, целевого, содержательного, операционального и контрольного компонентов конструктивной деятельности. При этом особое внимание уделяется самостоятельности детей, им предлагаются творческие задания, задания на выполнение работ по своему замыслу, задания на выполнение коллективных построек.