Фрагмент для ознакомления
2
Пояснительная записка
Нормативно-правовую базу разработки АОП обучающегося с ОВЗ (ДЦП и ЗПР) составляет:
• Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
• Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с ОВЗ
• Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования,
• Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с ОВЗ (ДЦП и ЗПР);
• адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья;
• Программа образовательного учреждения»
• Учебный план образовательного учреждения»;
• Устав образовательного учреждения».
Адаптированная образовательная программа (далее АОП) – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
АОП для детей с ОВЗ (ДЦП и ЗПР), далее ОВЗ разрабатывается самостоятельно образовательной организацией с учетом федеральных государственных образовательных стандартов общего образования по уровням образования и (или) федеральных государственных образовательных стандартов образования детей с ОВЗ на основании основной общеобразовательной программы и в соответствии с особыми образовательными потребностями лиц с ОВЗ.
Реализация АОП направлена на формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности (нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью, овладение жизненными компетенциями.
Цель адаптированной образовательной программы:
- создание благоприятной образовательной среды, способствующей раскрытию индивидуальных особенностей обучающегося, обеспечивающей возможности его самоопределения и самореализации, и укрепления здоровья.
Задачи программы:
• первоначальное становление личности обучающегося, выявление и развитие творческого и интеллектуального потенциала, его способностей;
• формирование универсальных учебных действий, направленных на достижение личностных, метапредметных, предметных результатов, развитие познавательных интересов
обучающегося.
• овладение простейшими навыками самоконтроля за учебной деятельностью, умение включаться в задание, сохранять задачу, планировать и контролировать свои действия, действовать по правилу;
• формирование положительного отношения к учению (мотивационная готовность);
• овладение обучающимся доступных способов и навыков учебной деятельности;
• воспитание коммуникативной культуры, нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;
• сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.
При реализации адаптированной образовательной программы учитываются приоритеты
в развитии и социальной адаптации ребенка с ОВЗ в инклюзивной образовательной среде:
• приоритет социальной адаптации ребенка. Именно социальная адаптация, а не упор на «наращивание» каких-либо конкретных знаний или умений, то есть возможность гибкого использования этих умений в конкретной подходящей ситуации;
• природосообразность образовательных (в широком смысле) задач и методов.
• природосообразность, в нашем понимании, предполагает развитие различных сторон психики ребенка в соответствии с логикой нормативного онтогенеза и гармоничности в развитии психических сфер, с одновременным учетом особенностей ребенка, а не слепое следование общей логике обучения;
• развитие коммуникативных компетенций, умений взаимодействовать с другими людьми, в том числе и на невербальном уровне, здесь речь идет и об умении считывать контексты взаимодействия, контексты конкретных ситуаций. С нашей точки зрения эти проблемы отчасти могут решаться путем развития регуляторной сферы, как основы построения любой деятельности;
В данной адаптированной образовательной программе формируются следующие
направления деятельности:
• осуществление обучения и воспитания личности, способной адаптироваться к социуму и найти свое место в жизни; сознающей ответственность перед семьей, обществом и государством, уважающей права, свободы других граждан, Конституцию и законы, способной к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми,
• создание условий для максимально эффективного развития и социальной реабилитации учащегося;
• реализация дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности;
• обеспечение мер, повышающих эффективность социальной адаптации обучающегося;
создание условий для сохранения и укрепления физического и нравственного здоровья.
Процесс обучения ребенка с ОВЗ имеет коррекционно-развивающий характер, что
• выражается в использовании заданий, направленных на коррекцию имеющихся у учащегося
• недостатков и опирается на субъективный опыт учащегося, связь изучаемого материала с
• реальностью.
Психолого-педагогические характеристики учащихся с ОВЗ
Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности. Итак, дети с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.
1) дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие);
2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
3) дети с нарушениями речи;
4) дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети)
5) дети с задержкой психического развития (ЗПР);
6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);
7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
8) дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).
Для обучающихся с ОВЗ характерны следующие психолого-педагогические особенности.
1. У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире.
2. Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.
3. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.
4. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.
5. Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации.
6. Мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.
7. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.
8. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.
9. Речь – имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы.
10. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности.
11. Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации.
Вследствие этого у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе).
Типичные затруднения (общие проблемы) у детей с ОВЗ
1. Отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограниченны представления об окружающем мире;