Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Внутренний мир человека - это сложное единство психофизиологических процессов и мировоззрения, жизненного опыта и творческих озарений, психологических проблем и принимаемых решений.
Неудивительно, что к изучению психики учёные приближались с разных сторон.
Одно направление использовало естественные методы изучения психики. Именно в рамках этого направления стали впервые применять лабораторный эксперимент и изучать такие общечеловеческие феномены психики, как восприятие, внимание, память.
Другое важнейшее направление появилось позже и было связано с психиатрией - единственной на тот момент областью знаний, занимающейся психологическими проблемами людей. Стремление помочь пациентам не операциями и лекарствами, а общением, психологическими средствами привело к рождению психотерапии и положило начало изучению личности, неповторимой индивидуальности человека.
На протяжении развития психология использовала богатейшую сокровищницу психологического опыта человечества - культуру: литературу и искусство, религию и мифологию. Наконец, наука о душе тесно связана с философией, и особенно с этикой. Ведь за любой психологической проблемой в конечном счёте стоят вопросы о смысле жизни, о добре и зле.
Как следствие все авторитетные психологические теории содержат в себе элементы не только науки, но и религии, философии, поэзии. У разных областей знания психология заимствовала, порой существенно изменяя их, приёмы и методы и методологию психологии как науки познания человека.
1. Дайте краткую характеристику общим методологическим принципам
Методологические принципы психологии – основные проверенные вре¬менем и практикой положения, определяющие дальнейшее развитие психологии и ее применение.
Основными методологическими принципами являются:
Принцип детерминизма – один из главных объяснительных принципов научного познания, требующий объяснять изучаемые феномены закономерным взаимодействием доступных эмпирическому контролю фактов.
Принцип единства личности, сознания и деятельности – принцип психологии, согласно которому сознание как высшая интегральная форма психического отражения, личность, являющаяся человеком как носителем сознания, деятельность как форма взаимодействия человека с миром, в которой он достигает сознательно поставленной цели, существуют, проявляются и формируются не в своем тождестве, а в триединстве, определяемом диалектикой их причинно-следственных связей. Иными, словами сознание – личностно и деятельно, личность – сознательна и деятельна, деятельность – сознательна и личностна.
Принцип рефлекторной и социально-исторической обусловленности психики человека – все психические явления есть результаты непосредственного или опосредованного психического отражения (его физиологический механизм – рефлексы головного мозга), содержание которого детерминировано объективным миром.
Принцип системности – объяснительный принцип научного познания, требующий исследовать явления в их зависимости от внутренне связанного целого, которое они образуют, приобретая благодаря этому присущие целому новые свойства.
Принцип развития как объяснительный принцип психологии внутренне связан с другими регулятивами научного познания – принципом детерминизма и принципом системности. Принцип развития предполагает рассмотрение того, как явления изменяются в процессе развития под действием производящих их причин, и вместе с тем включает в себя постулат об обусловленности преобразования этих явлений их включенностью в целостную систему, образуемую их взаимоориентацией.
Принцип иерархии – все психические явления должны рассматриваются как ступени, включенные в иерархическую лестницу, где нижние ступени субординированны высшими, а высшие – включая низшие в измененном, но не устраненном виде и опираясь на них, - к ним не сводятся.
Принцип личностного и системного подхода - метод научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем; в психологии применяется при изучении системы психических явлений, присущих человеку, группе.
Принцип единства теории, эксперимента и практики – эксперимент, обосновываясь теорией, ее проверяет и уточняет и, вместе с ней проверяясь практикой как высшим критерием истины, служит ей, улучшая ее. Значение этого принципа было показано Б.Ф. Ломовым.
Каждый из методологических принципов должен рассматриваться и в качестве закона психологии.
Психологические науки, используя эти общие для них принципы, могут дополнять их принципами смежных наук, на пересечении с которыми развиваются.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Баскаков А. Я., Туленков Н. В. Методология научного исследования: Учебное пособие. - 2-е изд., испр. - Киев: МАУП, 2014. - 216с.
2. Берулава Г.А. Методологические основы деятельности практического психолога: Учебное пособие - М.: Высшая школа, 2013. - 264с.
3. Бреслав Г. М. Основы психологического исследования; Академия, Смысл - Москва, 2010. - 496 c.
4. Веракса, Н.Е. Методологические основы психологии: Учебное пособие / Н.Е. Веракса. - М.: Academia, 2019. - 126 c.
5. Волков Б. С., Волкова Н. В., Губанов А. В. Методология и методы психологического исследования; Академический Проект - 2017. - 384c.
6. Корнилова, Т.В. Методологические основы психологии: Учебник для академического бакалавриата / Т.В. Корнилова, С.Д. Смирнов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 490 c.
7. Лубовский, Д.В. Введение в методологические основы психологии: Учебное пособие / Д.В. Лубовский. - М.: МПСУ, МОДЭК, 2017. - 224c.
8. Мах Э. Познание и заблуждение. Очерки по психологии исследования; Бином. Лаборатория знаний - Москва, 2003. – 456с.
9. Никандров В.В. Методологические основы психологии. М.: Речь, 2018. - 235 с.
10. Островский, Э.В. Основы психологии: Учебное пособие / Э.В. Островский. - М.: Вузовский учебник, 2018. - 256 c.