Фрагмент для ознакомления
2
1. Характеристика ручного труда дошкольников
Под ручным трудом понимается деятельность, направленная на изготовление реального предмета, который можно использовать в игре, в развлечениях, быту. В процессе ручного труда развиваются конструкторские умения и навыки, эта деятельность играет большую роль в умственном и эстетическом воспитании ребёнка, развитии его творческих, технических способностей.
В методической литературе выделяются несколько видов работ на занятиях ручного труда. Это работа с тканью и нитками (декоративная аппликация из ткани, плетение, ткачество, изготовление панно, одежды для кукол, деталей костюмов, сувениров), работа с природным материалом, работа с бумагой и картоном, работа с глиной, тестопластика, работа с кожей и другие [4, с. 29].
Особенностью ручного труда является то, что в результате приложенных усилий получают готовую поделку. Ребенок имеет возможность видеть результат, сопоставить с образцом, оценить качество поделки. Перед педагогом, руководящим ручным трудом, всегда стоят две задачи: вызвать интерес к изготовлению полезных предметов своими руками, прилагая усилия, проявляя фантазию, творчество, и в то же время предупредить возможные неудачи, чтобы не снизить интереса к труду, использовать возникающие затруднения с целью формирования у детей готовности к их преодолению [5, с. 7].
Возможность изготовить предмет, имеющий практическую значимость, своими руками, привлекает детей. Эта особенность ручного труда становится сильным мотивом, побуждающим ребенка к овладению необходимыми навыками, к настойчивости в процессе деятельности, инициативности и самостоятельности [4, с. 61].
В настоящее время в практику работы с детьми внедряются различные нетрадиционные техники ручного труда.
Для дошкольников самый доступный и легко поддающийся обработке материал – бумага. Изготовление изделий из бумаги способствует развитию мышц кистей рук, совершенствует глазомер у ребёнка, подготавливает его к выработке навыков письма, способствует эстетическому развитию детей, приобретение ими умений грамотно подбирать сочетания цветов бумаги, форм и размеров комплектующих изделий деталей.
Сегодня существует много техник работы с бумагой, среди которых в последнее время выделяется квиллинг – искусство бумагокручения. Этот вид работы создаёт большие возможности для творчества детей. Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань (с англ. quill – птичье перо) – процесс изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги [9, с. 6].
Работа с бумагой создает большие возможности для творчества детей, воспитывает терпеливость, аккуратность, усидчивость, развивает художественное творчество, эстетический вкус, изобразительные способности, зрительную память, мышление, пространственные представления, изобразительные и конструктивные способности, точную координацию и развитие мелкой моторики рук.
Таким образом, ручной труд является одним из видов творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста. В процессе ручного труда создаются условия для воспитания личностных качеств детей, в том числе самостоятельности.
2. Диагностика сформированности трудовых умений в ручном труде
В исследовании приняли участи 20 детей 6-7 лет (подготовительная к школе группа). Диагностика включала изучения уровня развития самостоятельности по следующим критериям: инициативность и активность в процессе ручного труда, самостоятельное выполнение действий.
Диагностика проводилась по методике «Карта проявлений инициативности и самостоятельности» А.М. Щетининой [8, с. 37].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный государственный образовательный стандарт ДО // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 2. – С. 4-18.
2. Бутусова Т.Ю. Играем вместе: воспитание самостоятельности / Т.Ю. Бутусова. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 146 с.
3. Кириенко С.Д. Педагогическое сопровождение самостоятельной деятельности дошкольников в образовательном процессе детского сада / С.Д. Кириенко // Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка дошкольного возраста в образовательном процессе / под ред. Л.В. Трубайчук. – Челябинск: ЧИПКРО, 2014. – С. 32-52.
4. Козлова С.А. Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников / С.А. Козлова. – М.: Академия, 2017. – 143 с.
5. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду / Л.В. Куцакова. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 55 с.
6. Модель Н.А. Поддержка детской инициативы и самостоятельности на основе детского творчества. Ч. 1 / Н.А. Модель. – М.: Сфера, 2016. – 125 с.
7. Монина Г.Б. Технология формирования у детей 6-7 лет инициативности, самостоятельности, ответственности / Г.Б. Монина. – СПб.: Детство-Пресс, 2017. – 174 с.
8. Психолого-педагогическая развивающая программа «Инициативный, ответственный, самостоятельный дошкольник». 6-7 лет / авт.-сост. : Е.В. Петш, И.П. Середа. – СПб. : Детство-пресс, 2019. – 46 с.
9. Хребтищева Е.С. Поделки в технике квиллинг / Е.С. Хребтищева. – М., 2016. – 63 с.
10. Ярославцева Е.Ю. Кризисы детского возраста. Воспитываем самостоятельность / Е.Ю. Ярославцева. – Ростов н/Д.: Феникс, 2016. – 141 с.