Фрагмент для ознакомления
2
Мастерство педагогического общения
1.Общение и коммуникация
Общение представляет собой процесс взаимоотношений, обращения индивидов друг с другом, основанный на разумном понимании, а также намеренной передаче знаний, мыслей и переживаний в соответствии с принятыми социальными нормами и условиями осуществляемой ими деятельности. Коммуникативные умения неизменно «формируются в общении с окружающими, а также в процессе жизнедеятельности. Коммуникативные умения, в свою очередь, входят в структуру более общего, а также более широкого понятия, а именно: общения» [5, c.97].
Общение в толковом словаре русского языка связывается с такими словами, как «общность» и «община» [11]. Отметим, что данный смысл этого понятия может выступать в качестве главного критерия истинного общения индивида с другими людьми. То есть в этом случае имеется общий контекст, некое общее поле, это подразумевает, что человек общается. В качестве необходимого условия, говорящего о наличии настоящего общения, выступает способность к идентификации, возможность к умению отождествиться непосредственно с партнером по общению, способность к возможности встать на иную позиции, то есть в общении всегда присутствует диалог.
В педагогике и психологии общение принято рассматривать в качестве особой деятельность (А.А. Леонтьев, Т.В. Драгунова, М.И. Лисина и др.). Основу такого подхода составляет теория деятельности, которая была разработана в трудах П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца и других исследователей.
Общение по сути – это весьма сложный многоплановый процесс, связанный с установлением и развитием контактов между людьми, процесс, порождаемый потребностями совместной деятельности, а также включающий обмен информацией, выработку единого направления взаимодействия, а также восприятие и понимание другого человека.
Из приведенного выше определения можно сделать вывод, что общение обладает тремя сторонами своего проявления, а именно: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.
Практически вся совокупность социальных отношений общества вне зависимости от их масштабности (то есть будь это микро- либо макросреда) рассматриваться может в качестве одного из проявлений, а также результатов общения между людьми. А коммуникация – это проявление общения. При том, как под понятием коммуникация подразумевается такое общение между людьми, которое отражает уровень их информированности в определенной области.
Коммуникация, если рассматривать данный феномен в общем виде, представляет собой процесс взаимного обмена информацией непосредственно между партнерами по общению. Она включает в себя передачу и прием знаний, мыслей, мнений, идей, чувств. В качестве универсального средства коммуникации выступает речь, при помощи которой передается не только информация, но также и реализуется воздействие участников совместной деятельности друг на друга [3, с. 143].
Также необходимо отметить, что в словаре русского языка С.И. Ожегова термин «коммуникация» трактуется как сообщение, общение. В свою очередь в словаре синонимов понятия «общение» и «коммуникация» характеризуются в качестве близких синонимов, что позволяет говорить, что данные термины являются эквивалентными [8, c. 453].
С нашей точки зрения коммуникация и общение соотносятся как общее и частное. То есть коммуникация – это значимая часть общения.
2.Сущность педагогического общения и педагогической коммуникации
Сущность и специфику педагогического общения раскрывается в трудах многих педагогов и психологов, например: А.А. Бодалева, И.А. Зимней, В.А. Кан-Калика, Я.Л. Коломинского, Н.В. Кузьмной, А.А. Леонтьева, А.А. Реан.
Педагогическое общение является основой педаго¬гической деятельности. В рамках его особенностей необходимо указать следующие:
– педагогическое общение практически всегда обучающее, воспитывающее, развивающее;
– оно всегда направлено на развитие личности общающихся сторон, а также на развитие их взаимоотношений;
– педагогическое общение представляет значимое средство решения учебно-воспитательных задач;
– в рамках педагогического общения осуществляется процесс взаимного познания учащихся и педагога;
– педагогическое общение призвано регулировать совместную деятельность и педагога и учащихся, и педагога и родителей, наконец, совместную деятельность педагогов.
Условия эффективности педагогического общения были в общем виде сформулированы А.А. Бодалевым:
1) оно должно осуществляться в прямом соответствии с единым гуманистическим принципом во всех без исключения сферах жизни учеников – то есть в семье, школе, а также во внешкольных учреждениях;
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Бодалев, А.А. Психология общения / А.А. Бодалев. – Москва, 2002. – 312 с.
2. Ефремова, Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный / Т.Ф. Ефремова. – Москва, 2010. – 988 с.
3. Захарова, И.Ю. Нарушение общения и проблемы поведения: опыт коррекции / И.Ю. Захарова. – Москва: Теревинф, 2008. – 239 с.
4. Кан-Калик, В. А. Грамматика общения / В.А. Кан-Калик. – Москва: «Роспедагенство», 1995. – 228 c.
5. Лозован, Л.Я. Формирование коммуникативных умений младших школьников: дис. ... канд. пед. наук / Л.Я. Лозован. – Кемерово, 2005. – 181 с.
6. Лурье, Л.И. Искусство педагогического общения / Л.И. Лурье // Сибирский педагогически журнал. – 2007. – №3. – С. 32-47.
7. Максимова, А.А. Основы педагогической коммуникации: учебно-методическое пособие / А.А. Максимова. – Орск : Издательство Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ, 2012. – 170 с.
8. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. – Москва: Мир и Образование, Оникс, 2011. – 736 с.
9. Социальная психология / под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. – Москва: Академия, 2017. – 632 с.
10. Фалей, М.В. Педагогическое общение : учебное пособие / М. В. Фалей. – Южно-Сахалинск : изд-во СахГУ, 2014. – 116 с.