Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В условиях рынка предприятиям необходимо гибко реагировать на происходящие изменения и оперативно адаптировать к ним подходы, применяемые к разработке и реализации конкурентной стратегии. При этом необходимо учитывать тенденции инновационной деятельности, уровень развития производственных технологий, масштабы использования современных средств автоматизации производства и управления, а также другие факторы, влияющие на формирование и развитие конкурентных преимуществ организации.
Предприятия, производящие хлебобулочную продукцию, работают в конкурентной и постоянно развивающейся отрасли – это пищевая промышленность, подотрасль – производство хлеба и мучных кондитерских изделий.
В настоящее время конкуренция в сфере производства хлеба достаточна интенсивная.
Соперничество между предприятиями хлебопекарной отрасли образует конкурентную среду предприятия. Для организации очень важно оценивать неизвестные возможности конкурентов, предугадывать их действия и анализировать степень конкурентной угрозы. В связи с этим, основными целями и задачами проведения анализа конкурентной среды являются: определение типа конкурентного рынка, выявление фактических и потенциальных конкурентов, определение количества, вида и размера конкурирующих фирм, проведение расчета доли рынка, занимаемой конкурентами; характеристика интенсивности и направленности конкуренции; выявление сильных и слабых сторон, стратегии и оценка конкурентоспособности товаров конкурентов; анализ и прогнозирование поведения конкурента на рынке.
1. Краткая характеристика организации
Название организации – АО «Новосибхлеб», дата создания 19.11.2002
Основным видом деятельности (по ОКВЭД) 10.71 АО «Новосибхлеб» является производство хлеба и мучных кондитерских изделий, тортов и пирожных недлительного хранения.
Ассортимент производимой продукции:
- хлебобулочные изделия (14 видов хлеба, 4 вида батонов),
- кондитерские изделия,
- торты,
- пирожное,
- печенье,
- сухари,
- вафли,
- пряники.
АО «Новосибхлеб» в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом РФ, Налоговым кодексом РФ, Трудовым кодексом РФ, Федеральными законами, Уставом (посл. Редакция 12.04.2020 г.).
Организационная структура управления АО «Новосибхлеб» представлена линейно-функциональным типом (рис.1):
Рисунок 1 – Организационная структура управления АО «Новосибхлеб»
Данный вид организационной структуры соответствует масштабам и виду деятельности, обеспечивает эффективное распределение задач и функций между подразделениями и их взаимодействие.
В таблице 1 представлены основные показатели финансового состояния организации.
Таблица 1 – Основные показатели финансового состояния организации
Финансовый показатель 2021 2020 2019
EBIT (21 079) (10 304) (8 119)
Рентабельность продаж (прибыли от продаж в каждом рубле выручки) -6.9% -1.3% 0.1%
Рентабельность собственного капитала (ROE) - - -140%
Рентабельность активов (ROA) -36% -19.7% -14.5%
Коэффициент автономии (норма: 0,5 и более) -0.51 -0.17 0.03
Коэффициент текущей ликвидности (норма: 1,5-2 и выше) 0.3 0.4 0.5
По данным таблицы 1 можно сделать вывод, что организация находится в зависимости от источников внешнего финансирования, не обладает достаточным уровнем платежеспособности, осуществляет убыточную деятельность. Основные экономические и производственные показатели деятельности АО «Новосибхлеб» за три года представлены в таблице 2.
Таблица 2. Основные экономические показатели за 2019-2021 гг., руб.
Показатели (руб) Код 2021 год 2020 год 2019 год Динамика за 2021-2020г Динамика за 2020-2019г
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг 2110 32 328 084 35 446 308 37 007 850 -3 118 224 -1 561 542
Себестоимость проданных товаров, продукций, услуг, работ 2120 30 044 724 33 801 587 36 012 914 -3 756 863 -2 211 327
Валовая прибыль (убыток) 2100 907 044 1 012 500 1 708 112 -105 456 -695 612
Прибыль (убыток) от продаж 2200 200 758 683 372 1 984 700 -482 614 -1 301 328
Прочие доходы 2340 170 308 144 001 402 570 26 307 -258 569
Прочие расходы 2350 309 075 244 001 714 382 65 074 -470 381
Прибыль (убыток) до налогообложения 2300 198 001 500 403 1 800 013 -30 202 -129 910
Налог на прибыль 2410 30 584 109 324 486 767 -78 740 -377 493
Чистая прибыль (убыток) 2400 200 374 450 000 1 504 000 -249 626 -1 054 000
В результате анализа финансовой отчетности за 2021 год годовая выручка составила 32328084 руб.
В течение анализируемого периода имело место заметное снижение выручки на 4679766 руб. Значение прибыли от продаж за 2021 год составило 200758 руб.
Финансовый результат от продаж резко уменьшился за анализируемый период (с 31 декабря 2018 г. по 31 декабря 2021 г.) (-1783942 руб.). Обратив внимание на строку 2220 формы №2 можно отметить, что организация учитывала общехозяйственные (управленческие) расходы в качестве условно-постоянных, относя их по итогам отчетного периода на счет реализации. В целом можно сделать вывод о неэффективной экономической деятельности исследуемой организации в 2021году.
Особенности работы АО «Новосибхлеб» в пандемию.
В настоящее время стал ощутим тренд спроса на продукты первой необходимости, к которым в том числе относятся хлеб и хлебобулочные изделия. Люди под влиянием кризисных социально-экономических явлений и опасений по возможному будущему дефициту продуктов стали закупать продукты впрок (мука, крупы, сахар), что также отразилось на работе предприятия:
- увеличением цен на сырье для производства,
- увеличением цен на ГСМ,
- увеличением спроса на продукцию предприятия в целом.
У предприятия увеличилась клиентская база и объем заказов на 120% от компаний, осуществляющих доставку продуктов питания на дом. Это обусловлено изменением модели покупки и активно растущим спросом на доставку.
Проведение спецоперации в Украине произвело значительное влияние на работу предприятия - по влиянием санкций европейских государств значительно изменились цены на сырье (сахар, мука, стабилизаторы), а также ГСМ. Это привело к увеличению себестоимости продукции и необходимости
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Агафонов, В.А. Стратегический менеджмент. Модели и процедуры: Монография / В.А. Агафонов. - М.: Инфра-М, 2019. - 350 c.
2. Бараненко, С.П. Стратегический менеджмент. / С.П. Бараненко. - М.: Центрполиграф, 2019. - 480 c.
3. Гуськов, Ю.В. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / Ю.В. Гуськов. - М.: Альфа-М, 2019. - 448 c.
4. Егоршин, А.П. Стратегический менеджмент: Уч. / А.П. Егоршин, И.В. Гуськова. - М.: Инфра-М, 2018. - 240 c.
5. Зайцев, Л.Г. Стратегический менеджмент: Учебник / Л.Г. Зайцев, М.И. Соколова. - М.: Магистр, 2017. - 960 c.
6. Родионова, В.Н. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / В.Н. Родионова. - М.: Риор, 2018. - 256 c.
7. Савченко, А.Б. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / А.Б. Савченко. - М.: Риор, 2019. - 440 c.