Фрагмент для ознакомления
2
1. Охарактеризуйте сформированность различных компонентов школьной готовности у ребенка. Какие аспекты школьной готовности недостаточно раскрыты в психолого-педагогической характеристике?
Рассматривают следующие компоненты школьной готовности ребенка:
физиологическая готовность, которая включает в себя общее физическое развитие, развитие общей и мелкой моторики, физическую выносливость
психолого-педагогическая готовность: развитие высших психически функций: памяти, внимания, мышления, восприятия; развитие речи; круг знаний и представлений об основных предметах и явлениях окружающей среды – общая осведомленность в окружающем соответствует возрасту, которая позволяет ориентироваться в учреждении, дома, на улице.
социальная и личностная готовность: уровень развития эмоционально-волевой сферы; система нравственных норм; критичность; уровень развития коммуникативных навыков; мотивационная сфера; работоспособность; самооценка.
У Никиты К. недостаточная психолого-педагогическая готовность. Операциями анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификацией ребенок овладел, но недостаточно. Он вычленяет главное, не главное, может синтезировать объект из 3-6 частей. Операция сравнения сформирована на уровне нахождения сходства и отличия в предметах. Ребенок может выделить 3 главных существенных признака из 4, вычленяет их на уровне слова.
Операция синтеза сформирована с направляющей помощью педагога, ребенок собирает разрезную картинку от 2 до 6 частей. Он овладел понятийным аппаратом, называет отдельные свойства предметов, объединяет в отдельные тематические группы. Может объединить группы предметов по цвету, форме, величине и длине. Не может установить причинно-следственные связи на уровне составления связного рассказа по серии сюжетных картинок. У ребенка сформированы сенсорные эталоны на уровне сличения, называет все основные и оттеночные цвета спектра. Путем зрительного соотнесения ребенок выделяет плоскостные и объемные формы при выполнении «Почтового ящика». Дифференцирует треугольник, квадрат, круг, ромб или сложные формы путем зрительно-тактильного сопоставления. Способен к абстрагированию.
Никита может воспроизвести только что предъявленный материал, но быстро его забывает. Ребенок актуализирует материал из прошлого, но точность и полнота воспроизведения недостаточны. Объем слуховой памяти 4 единицы, зрительной памяти 5 единиц.
Устойчивость внимания у мальчика не продолжительная, чаще всего эффективна в начале занятия. Ребенок часто отвлекается на посторонние предметы, звуки или на присутствующих людей. Нетерпелив, тороплив. Распределение и переключение среднеустойчивое. Долго не может сконцентрироваться на сложном задании, допускает ошибки. Часто нужна помощь взрослого и смена видов деятельности.
Никита узнает предметы сразу после предъявления, вычленяет их части. Может узнать в части целое и достроить объект до целого, при этом ошибок допускает мало. Понимает обращенную речь, инструкцию, приступает к выполнению.
У Никиты мимические и пантомимические средства общения сформированы, мальчик умеет воспринимать и воспроизводить базовые эмоции, они адекватны ситуации и выразительны. Речь грамматически верная, использует развернутые грамматические конструкции, однако, неинтонирована, монотонна. Слоговая структура слова не нарушена. Словарный запас широкий, активно использует устную речь, включает понятия, обобщающие слова. Предложения использует как распространенные, так и нераспространенные. Порядок слов в предложении правильный, в диалог вступает с охотой, на вопросы отвечает логично. Чтение послоговое. Эпитеты, образные выражения, метафоры в речи не использует.
При этом общая осведомленность у Никиты в окружающем соответствует возрасту, которая позволяет ориентироваться в учреждении, дома, на улице.
Социальная и личностная готовность у дошкольника на среднем уровне.
Никита способен к сопереживанию. Часто нуждается в поддержке и помощи со стороны взрослого. Обидчив, но обиды быстро забываются. Эмоциональный фон неустойчивый. Реакция на похвалу адекватная, на грубость может возникнуть вербальная агрессия или проявление слез. У мальчика существует наличие страха темноты и одиночества. Выбирает для себя самую легкую и доступную задачу.
Система нравственных норм сформирована недостаточно. Осознает и проявляет элементарные моральные нормы и ценности.