Фрагмент для ознакомления
2
Современная Россия выстраивает свои перспективы на путях построения демократического правового государства, что увеличивает меру свободы человека, но одновременно и повышает меру его ответственности за благополучие общества и собственное благополучие. Наша страна нуждается в воспитании подрастающего поколения как самостоятельных, компетентных, свободных и ответственных граждан, способных и готовых взять ответственность за свое будущее на себя.
Базисной в системе духовно-нравственных ценностей выступает ответственность, поскольку она способствует человеку в освоении всех других ценностей. Именно мера сформированности сознательной личной ответственности служит залогом жизнестойкости как человека, так и общества. Воспитание молодого поколения, является приоритетной задачей современной образовательной политики Российской Федерации. Согласно «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», обучающиеся должны обладать теми знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века и разделять традиционные нравственные ценности.
Ответственность, как и другие духовно-нравственные качества, формируется с детства. В этом огромную роль играет и социально-значимая деятельность.
Целью данной работы является рассмотрение педагогических технологий организации социально-значимой деятельности обучающихся.
Задачи:
- дать представление о педагогических технологиях, социальном проектировании, технологии сотрудничества и личностно-ориентированном воспитании;
- рассмотреть технологии проблемного обучения, игровые и здоровьесберегающие технологии;
- описать сущность социально-значимой деятельности;
- рассмотреть социально-педагогическое проектирование как технология организации социально-значимой деятельности, ее актуальность для подростков.
Объект исследования – социально-значимая деятельность обучающихся. Предмет исследования – педагогические технологии для организации социально-значимой деятельности обучающихся.
Глава 1 Сущность и особенности педагогических технологий
1.1 Общее представление о педагогических технологиях. Социальное проектирование. Технология сотрудничества. Личностно-ориентированное воспитание
В настоящее время учителя успешно используют следующие технологии, которые согласно ФГОС применяются как в учебной, так и воспитательной работе. Это:
-технология проектного обучения;
-личностно-ориентированная технология;
-технология здоровьесберегающая;
-технология игры;
-технология проблемного обучения;
-технология развития критического мышления;
-информационно-коммуникационная технология.
Остановимся на некоторых современных технологиях, которые наиболее активно используются .
Социальное проектирование - технология социального воспитания детей. Главный педагогический смысл этой технологии - создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации: формировать свою Я - концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.
Технология сотрудничества - задача каждого ученика состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, а в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки, и при этом чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик. Вся работа проходит в команде, дети отвечают не только за себя, но и болеют за честь своей команды. Дети учатся работать в команде, оценивая свою работу и успех и успех и работу команды. Такая работа эффективна, т.к. дети чувствуют большую ответственность за результат работы
Личностно-ориентированное воспитание - это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. В условиях современной школы каждый ребенок имеет возможность развивать свои способности. Сейчас множество конкурсов, проектов на уровне региона, республики, где дети нашей школы принимают активное участие и занимают призовые места. Для достижения высоких результатов классными руководителями используется личностно-ориентированный подход к каждому ученику.
Общим нравственным принципом общения является категорический императив И. Канта, который гласит: «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла иметь также и силу принципа всеобщего законодательства».
Фундамент общения – это координация и гармонизация интересов участвующих сторон. Педагогическое общение должно осуществляться средствами этики для морально оправданных целей. Поэтому важно, чтобы рассматриваемое общение проверялось рефлексией этики. Сделать тот или иной выбор подчас очень сложно. В настоящее время рыночные отношения представляют все больше и больше свободы выбора, увеличивают число вариантов решений, инициируют общность моральных дилемм. Очень важно соблюдать «золотое правило этики общения»: относиться к другим так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам .
Основополагающим фактором современного школьного образования являются принципы демократизации и гуманизации. Это является естественным. Образовательное учреждение готовит ученика к жизни, где основная ценность – это индивидуальность человека, максимальная самореализация. Для этого важно, чтобы сама личность ощущала свою самоценность и свободу. Несмотря на такие принципы, современные дети скованы, зажаты и закомплексованы. Дети часто не могут выразить свои мысли, чувства, показать свои способности и возможности .
Также сложность заключается в том, что каждый педагог сегодня не отрицает важности уважения личности ученика. Но в действительности это уважение остается только на уровне факта.
Как проявляется уважение к ученику. Это, прежде всего, доверие, когда учитель видит в ученике равного себе человека со своими взглядами и интересами и предполагает, что ученики воспринимают учителя также. Доверие связывается с интересом к личности ученика, которое выступает другим проявлением уважения к ней, причем в конкретном случае речь идет о личности, которая еще не сформировалась и находится в процессе роста.
Интерес связан с терпимостью. Важно проявлять терпимость к самостоятельности мышления учащихся, их взглядам, внешнему виду, неординарному поведению. Педагогу важно понимать, что все разные, и относиться к этому спокойно. Своими действиями педагог мотивирует нацеленность учеников проявлять свою точку зрения, индивидуальность и автономность. Ушло в прошлое то время, когда образцом ученика был дисциплинированный прилежный учащийся, который был «как все». Теперь ценится ученик, который имеет свою точку зрения, творческое и критическое мышление. И терпимость учителя к каверзным вопросам учащихся, к проявлению их скептицизма – это не только показатель педагогической культуры учителя, но и способ формирования личности нового типа – свободной, творческой. Доверие к ученикам как возможный способ демократизации отношений в образовательном учреждении должен проявляться и в уважении мнения учеников об учителе. Следует открыто интересоваться мнением учеников о самом себе, анализировать это мнение и применять его для корректировки своей профессиональной деятельности и качеств личности .
Фрагмент для ознакомления
3
1) Аникеева Н.П. Воспитание игрой /Н.П. Аникеева. — М.: Просвещение, 2020.
2) Андреев В. И. Педагогическая этика. - Казань, 2020.
3) Гасанов Н. Н., Некоторые проблемы семейного воспитания: нравственный аспект // Социально-гуманитарные знания. — 2019. — № 5. — С. 68-75
4) Гетьман Н., Со-участие, со-действие, самоуправление // Воспитание школьников. — 2021. — № 5. — С. 35-36
5) Густокашина Л. А., Воспитание в современной образовательной среде // Воспитание школьников. — 2019. — № 3. — С. 3-8.
6) Декина Е. В., Позитивная самореализация подростков в Российском движении школьников как направление профилактики девиантного поведения // Воспитание школьников. — 2022. — № 1. — С. 47-58.
7) Зайцева И.А. Формирование познавательного интереса к учению как способ развития креативных способностей личности/И.А.Зайцева. –Ноябрьск, 2020.
8) Загладина Х. Т., Добровольчество (волонтерство) как мощный фактор развития гражданской активности и успешной социализации детей и молодежи // Воспитание школьников. — 2018. — № 1. — С. 16-22.
9) Лисс Э.М. Деловые коммуникации / Э.М. Лисс, А.С. Ковальчук. - М.: Дашков и Ко, 2020.
10) Минкин Е.М. От игры к знаниям /Е.М. Минкин. — М.: Просвещение, 2020.
11) Монахова Г. А., Квест-технологии в повышении квалификации учителей // Информатика и образование. — 2020. — № 5. — С. 7-9.
12) Кукушин В. С. Введение в педагогическую деятельность. - М., 2020.
13) Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении и развитии / П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров. - М.: РПА, 2020.
14) Соколова Н. А., Губин Ю.Н. Педагогические технологии организации социально-значимой деятельности подростков// Педагогическая наука и практика, 2016// https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-tehnologii-organizatsii-sotsialno-znachimoy-deyatelnosti-podrostkov (дата обращения 31.05.2022)
15) Солодовникова Т. Ю., Влияние социально-значимой деятельности на развитие личности подростков // Дополнительное образование и воспитание. — 2021. — № 3. — С. 26-28
16) Трайнев В.А. Интенсивные педагогические игровые технологии в гуманитарном образовании - М., 2020.
17) Трацевская А. В., Самоуправление как условие гуманизации воспитательного процесса в образовательном учреждении // Воспитание школьников. — 2019. — № 2. — С. 55-60
18) Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2020 года// http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (дата обращения 31.05.2022)
19) Эльконин Д. Б. Психология игры. — 2-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2020.
20) Юденкова И. В., Образовательно-воспитательный маршрут развития социальной активности учащихся // Начальная школа. — 2021. — № 7. — С. 16-19