Фрагмент для ознакомления
2
Тема SWOT-анализ как инструмент аудита территории на примере Нижегородской области
Введение
SWOT-анализ – это один из основных инструментов маркетинга, позволяющий оценить сильные и слабые стороны объекта исследования, а также возможности развития и вероятные угрозы.
Актуальность темы состоит в том, что на основе SWOT-анализа осуществляется комплексная оценка текущего состояния территории и ее конкурентоспособность. Это является информационной базой для дальнейшего планирования и разработки стратегии развития территории.
Целью работы является описание теоретических аспектов SWOT-анализа, как инструмента аудита территории. А также проведение SWOT-анализа территории на примере Нижегородской области.
В ходе работы будут решены следующие задачи:
- анализ внутренней среды социально-экономической системы, в рамках которой выявляются сильные и слабые стороны территории;
- анализ внешней среды, позволяющий идентифицировать возможности и угрозы перспективного развития территории;
- сопоставление всех выявленных факторов с целью определить способность системы реализовать имеющиеся возможности и минимизировать потенциальное негативное воздействие внешних угроз.
Нижегородская область – один из крупнейших регионов России, расположенный в центральной части Восточно-Европейской равнины. Он входит в состав Приволжского федерального округа, административным центром которого является Нижний Новгород. Главная стратегическая цель региона — стать новым глобальным центром развития и притяжения качественного человеческого капитала и реализации творческого, духовного и интеллектуального потенциала людей.
1. SWOT-анализ как инструмент аудита территории
Территориальный маркетинг - маркетинг в интересах территории, сводящийся к формированию, обеспечению и поддержанию ее конкурентоспособности во внешней среде на межтерриториальном уровне.
SWOT-анализ – это один из основных инструментов маркетинга, позволяющий оценить сильные и слабые стороны объекта исследования, а также возможности развития и вероятные угрозы.
В результате применения данного инструмента создается матрица анализа условий жизнедеятельности системы, в данном случае, определенной территории. Эту матрицу также называют матрицей анализа имеющихся достоинств и недостатков, будущих возможностей и опасностей в сравнении с конкурентными территориями.
На основе SWOT-анализа осуществляется комплексная оценка текущего состояния территории и ее конкурентоспособность. Это информационная база для дальнейшего планирования и разработки стратегии развития территории.
Классический SWOT-анализ осуществляется в три этапа:
1) анализ внутренней среды социально-экономической системы, в рамках которой выявляются сильные и слабые стороны;
2) анализ внешней среды, позволяющий идентифицировать возможности и угрозы перспективного развития системы;
3) сопоставление всех выявленных факторов с целью определить способность системы реализовать имеющиеся возможности и минимизировать потенциальное негативное воздействие внешних угроз.
В результате можно сформировать четыре информационные области для принятия стратегических решений, представленные в виде матрицы SWOT-анализа: Сильные стороны (Strengths), слабые (Weaknesses ), Возможности (Opportunities) и угрозы (Threats). (Рис.1).
Рис.1. этапы SWOT-анализа для целей территориального развития
Наряду с простым перекрестным сопоставлением факторов можно применять и количественные оценки, что предполагает предварительное ранжирование сильных и слабых сторон по степени важности, а также возможностей и угроз, в зависимости от вероятности их осуществления и влияния на социально-экономическую систему.
Это позволяет проранжировать выявленные связи: Strengths — Opportunities (S — O), Strengths — Threats (S — T), Weaknesses — Opportunities (W — O), Weaknesses — Threats (W— T), установить приоритетность стратегий и сформировать матрицу стратегий.
Информация для SWOT-анализа может быть получена как из документов, описывающих развитие территории, так и посредством проведения экспертных сессий и опросов.
Адаптируя SWOT-анализ к вопросам территориального управления, следует отметить, что и в данном случае определять сильные и слабые стороны территории, а также возможности и угрозы ее перспективного развития должны заинтересованные стороны (население, представители власти, бизнеса, науки и т. д.).
При этом SWOT-анализ, как правило, проводят специалисты соответствующих структурных подразделений органов власти муниципального образования и/или независимые консультанты, что, естественно, сужает набор точек зрения относительно вопросов территориального развития в настоящем и будущем. Это непосредственно отражается на определении целей развития и их достижении.
Фрагмент для ознакомления
3
Список источников
1.Маркетинг территории : [учеб. пособие] / О. Т. Ергунова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2017. – 136 с. https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/54009/1/978-5-7996-2179-7_2017.pdf
2.Маркетинг территорий : учебник и практикум для академического бакалавриата /под общ. ред. А. А. Угрюмовой, М. В. Савельевой. — М. : Издательство Юрайт, 2019. —381 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс) https://mx3.urait.ru/uploads/pdf_review/7948790A-ECB5-4D08-BDE7-2288BFA4FD26.pdf
3.Филиппова Т. А., Курбатский Д. А. 2017. Выявление проблем развития малых городов с применением SWOT-анализа. Вестник Алтайского государственного аграрного университета 7 (153): 186–191.
4. Морозова, Т.Г. Региональная экономика: учебник / Т.Г. Морозова; под ред. Т.Г. Морозовой. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2018. - 12 с. - [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117139
5 Региональная экономика: учебник / Г.Б. Поляк, В.А. Тупчиенко, Н.А. Барменкова и др.; под ред. Г.Б. Поляка. - М.: Юнити-Дана, 2018. - 67 с. - [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118977
6. Научная статья «SWOT-анализ в системе территориального стратегического планирования» «Экономика и бизнес», 2019г. https://cyberleninka.ru/article/n/swot-analiz-v-sisteme-territorialnogo-strategicheskogo-planirovaniya-na-primere-g-barnaula
7. http://www.gks.ru/ - Федеральная служба государственной статисти-ки (Росстат).
8. Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года https://strategy.government-nnov.ru/static/new_design/files/Proyekt_Strategii_Nizhegorodskoy_oblasti_2035.pdf
9. Прогноз социально-экономического развития Нижегородской области на среднесрочный период (на 2023 год и на плановый период2024 и 2025 годов) https://minec.government-nnov.ru/?id=309732
10. https://www.government-nnov.ru/ Официальный сайт Правительства Нижегородской области