Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В последние два десятилетия наше общество столкнулось с множеством социальных и экономических проблем, в том числе на поверхности оказались и проблемы семей, воспитывающих детей с ОВЗ.
Около 85% детей с нарушениями слуха рождаются в семьях слышащих родителей. Глухой ребенок может быть адаптирован в социуме людей с нарушениями слуха и испытывать элементы социальной депривации в отношении общества слышащих. Взаимное непонимание в процессе социальных контактов становится причиной значительного своеобразия в эмоциональных отношениях глухих детей с окружающими.
Актуальность этой темы очевидна. Семьям, имеющим детей с нарушением слуха необходимо помочь выработать общую стратегию сурдопедагогической деятельности, вселить в них веру, что при умелом подходе к не слышащему ребенку, результаты обучения будут неизмеримо выше уже достигнутых в практике обучения этих детей, т.к. методика обучения языку не слышащих детей представляется как ремесло, как наука, как искусство.
После уточнения степени потери слуха у ребёнка перед родителями встаёт вопрос выбора методов воспитания обучения. Один из путей обучения детей со значительным дефектом слуха – с помощью жестовой речи в специальных интернатных учреждениях – не оставляет у родителей надежд на будущее, так как не даёт возможности научить ребёнка свободному владению речью, понятной для окружающих. Ребёнок с нарушением слуха должен как можно времени проводить в речевой среде, общаться со слышащими, необходимо постоянно работать над развитием его речи, максимально используя остатки слуха. Конечно, наиболее благоприятные условия для успешного развития слухового восприятия с раннего детства создаются в семье, в постоянном речевом общении с близкими людьми и под руководством опытных педагогов.
Специфика семейного воспитания дошкольников с нарушениями слуха
Семьи, которые воспитывают детей с отклонениями в развитии, занимают особое положение, поскольку для них характерным является высокий уровень проявления «проблемности».
С рождением ребенка в семье возникают новые и трудные задачи, и одна из первых и главных таких задач - обеспечение воспитания и физического ребенка. Это уход за ребенком, правильное и своевременное питание, закаливание организма, прогулки, а также привитие санитарно-гигиенических навыков.
Детство представляет собой особое психическое состояние. Оно - синоним энергии и творчества. Но рождение ребенка с отклонениями в развитии вне зависимости от характера его травмы или заболевания нарушает весь жизненный уклад семьи. Выявление у ребенка дефекта практически всегда вызываем у родителей достаточно тяжелое стрессовое состояние, семья тем самым оказывается в сложной психологически ситуации.
По данным Научного центра здоровья детей РАМН, около 85% детей рождаются с недостатками здоровья, а число детей, который нуждаются в адресной помощи специалистов, в дошкольном возрасте варьируется от 25 до 40% [3].
Трудности, постоянно испытываемые семьей с проблемным ребенком, существенно отличаются от повседневных забот, которыми привыкла жить семья, которая воспитывает нормально развивающегося ребенка. Сложно понять поведение семьи, не обращаясь при этом к вопросу о жизненном цикле. Родители детей с ограниченными возможностями здоровья особенно тяжело переживают те стадии развития, которые у здоровых детей представляются типичными, в качестве примера: время, когда дети учатся говорить или ходить, пубертатный возраст или поступление в школу. Сходные стрессы родители переживают, когда младшая сестра или брат опережают в развитии ребенка-инвалида или, когда необходимо решить вопросы относительно определения его в приют или школу.
Именно поэтому, особенности воспитания конкретного ребенка напрямую зависят от характера, дефекта, который у него имеется, от уровня выраженности нарушений отдельных психических функций и процессов.
Дошкольное детство, детей с нарушениями слуха, также, как и у нормально развивающихся детей представляет собой первый этап становления личности, период формирования оснований личностной культуры, которая соответствует общечеловеческим духовным ценностям. Формирование основы личностной культуры непосредственно связано с ориентированием в явлениях природы, предметном мире. Для дошкольника главным представляется уклад жизни семьи - именно она напрямую определяет социальную ситуацию, в которой и развивается ребенок. Именно потому, что, судьба любого человека в большинстве своем зависит от его воспитания и развития в дошкольные годы, когда он практически ничего не знает о мире, когда в его сердце и в голове содержится только то, что вложили туда воспитатели и родители.
Все родители обладают педагогической интуицией. Великое счастье предоставить простор юному человеческому дарованию. Талант относительно большой радости воспитания, приобщения к возвышенным минутам счастья в самом будничном труде сокрыт в каждом. Понимание основных закономерностей психического развития слышащего ребенка обладает существенным значение для определения содержания коррекционно-развивающей работы и подбора педагогических стратегий обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха [6].
Выдающийся педагог К.Д. Ушинский, который отводил воспитанию в семье решающее значение в процессе развитии юного гражданина, отмечал, что «наиболее важным в воспитании является духовное пробуждение ребенка, когда он будет уметь уважать самого себя и утверждать свою свободу и духовное достоинство» [9].
Исходя из слов К.Д. Ушинского, большое значение имеет положение Л.С. Выготского об общих закономерностях психического развития детей - слышащих и с нарушениями слуха. Он отмечал, что «к глухонемому ребенку, с точки зрения психологии и педагогики, можно подходить с той же мерой, что и к нормальному». И в воспитание ребенка с нарушением слуха, семью закономерно определяют также как непременное условие полноценного развития. Но его воспитательный потенциал зависит, от многих факторов:
состава и социального статуса семьи;
образования и материального положения родителей;
состояния здоровья членов семьи;
их осведомленности в вопросах воспитания;
национальных и религиозных традиций [5].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева Л.В. - Сурдопедагогика: Учебник для студ. высш. учеб. заведений - Под науч. ред. Назаровой Н.М., Богдановой Т.Г. - М.: Издательский центр «Академия», 2015 – 316с.
2. Богданова Т.Г. - Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2012 – 297с.
3. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений - М.: Владос, 2011 – 249с.
4. Королева, И. Дети с нарушением слуха. Книга для родителей и педагогов / И. Королева, П. Янн. - М.: Каро, 2011. - 240 c.
5. Корсунская Б.Д. - Воспитание глухого дошкольника в семье. - М., «Просвещение», 2010 – 265с.
6. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. - Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. - М., 2014 – 311с.
7. Обухова Т.И. - Влияние нарушения слуха на психическое развитие ребенка. // Дошкольное воспитание аномальных детей. - Под ред. Носковой Л.П. - М., 2013 – 247с.
8. Рязанова Е. Семья как источник развития личности глухого дошкольника // Дошкольное воспитание. - 2010. - N 8. – 100с.
9. Хотеева Э.Н. - Взаимодействие школы и семьи в воспитании и обучении детей с нарушениями слуха. - Белгород, 2014 – 312с.
10. Хохлова А. Ю. Изучение особенностей детско-родительского взаимодействия в семьях глухих и слышащих родителей, воспитывающих глухих детей // Дефектология. – 2007. - N 3. - С. 40-48.