Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В последние десятилетия в нашей стране и во всем мире все больше говорят о проблемах детей-инвалидов, и в частности о положении детей с нарушением зрения. Теперь уже эта проблема освещается в доступных широкому кругу читателей книгах и журналах, а не только в узкоспециализированной научно-исследовательской литературе. Этот факт наравне с открытием специализированных учреждений для оказания различного рода помощи детям-инвалидам делает более успешной социализацию таких детей. Увеличение с каждым годом количества детей с нарушением зрения, тенденция к усложнению тяжести патологического процесса, ограничение возможности для обучения и воспитания таких детей - актуальные проблемы специальной психологии и педагогики.
Интерес к данной проблеме объясняется пониманием того, что для формирования гармоничной личности ребёнка с нарушением зрения и развития у него адекватной самооценки рядом с ним должны находиться любящие и понимающие его взрослые. От характера установления связей в диаде «родитель-ребёнок с нарушением зрения» и от понимания значимости семейного коллектива будет зависеть первичная социализация личности ребёнка с нарушением зрения.
В настоящее время для специалистов, работающих с детьми данной категории, особенно актуальными стали задачи активного привлечения семьи в специальное образовательное пространство, включения родителей в коррекционно-педагогический процесс. Это осуществимо при условии знания специфики детско-родительских отношений, складывающихся в семьях.
За последние годы проведено множество исследований по проблеме детско-родительских отношений в семьях воспитывающих детей с нарушением зрения, разработаны новые теоретические и методологические подходы к организации и содержанию специализированной психологической помощи, предложены методические средства и способы организации деятельности психолога.
Психолого-педагогические особенности младших школьников с нарушениями зрения
Нарушение зрения у детей - это одна из важных проблем, встречающихся в современном обществе, т.к. 80% информации ребенок получает именно через зрительный анализатор.
Дети, у которых наблюдаются проблемы со зрением, сильно отличаются от своих сверстников, нуждаются в повышенном внимании, требуя иного подхода к обучению различным навыкам, нежели ровесники с хорошим зрением. У ребят, как правило, значительнее развиты другие органы чувств, с помощью которых они познают окружающий мир. Компенсация происходит за счёт отличного слуха и осязания. Получение знаний и методики обучения различаются, и зависят от индивидуальной степени ослабленного зрения [5].
Знание особенностей нарушения зрения позволяет понять психологические особенности личности слабовидящих детей. При нарушенном зрении значительная часть периферийной системы зрения страдает, что обуславливает своеобразие зрительных ориентаций, уровень осведомленности о предметном мире значительно снижается [9].
Тем не менее, психика слепых и слабовидящих существенно не отличается от психики нормально видящих людей, однако имеет свои особенности, в связи с той огромной ролью, которую играет зрение в процессах отражения действительности. Выпадение или глубокое нарушение функции зрения, прежде всего, сказываются на фундаментальном свойстве отражательной деятельности ребенка - активности. На формирование личности ребенка с нарушением зрения будут оказывать влияние не только биологические факторы, но и социальные: социальное окружение, неблагоприятные условия в семье, гипер- и гипоопека, ограниченные возможности получения информации для саморазвития и общения с другими людьми. При нарушении зрения существенно ухудшается ориентировка на большом пространстве, следствием чего является малоподвижность инвалидов по зрению. Малоподвижность, в свою очередь, приводит к развитию гипотонии мышц - их слабости.
Для слепых главным органом взаимодействия с какими-либо предметами является рука, учитывая этот фактор у них должны быть хорошо развиты пальцевой, ладонный и кистевой способы восприятия. Незрячие должны овладеть навыком считывания тактильно-рельефнографических изображений, что сильно облегчает получение информации об окружающем мире.
Зрительная память отсутствует или ослаблена. Поскольку при нарушении зрения затруднена или отсутствует возможность зрительного контроля, незрячим приходится запоминать много информации о том, где находятся те или иные предметы и ориентиры. Чувства и эмоции являются неотъемлемой частью жизни человека и не могут не измениться под факторами нарушения зрения, поскольку меняются жизненные интересы и потребности. Учитывая, что слепые и слабовидящие имеют ту же «номенклатуру» эмоций и чувств, что и зрячие, но степень и уровень их развития могут быть отличными [3].
В воспитании и обучении детей с нарушениями зрения требуются особые специалисты - тифлопедагоги. Современная тифлопедагогика располагает научно обоснованными положениями, раскрывающими пути предупреждения и преодоления недостатков и аномалий развития, механизмы и условия компенсации нарушенных функций, формы, содержание и методы дифференцированного обучения лиц разного возраста с глубокими нарушениями зрения.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. В помощь родителям детей, имеющих нарушения зрения и слуха: Сб. ст./ Под общ. Ред. И.В. Соломатиной / Рос.гос. б-ка для слепых - М.: 2012 - 267с.
2. Витковская А. М. Основные направления работы с родителями детей раннего возраста с тяжелыми нарушениями зрения // Дефектология. - 2013. - N 4. - С. 40-43
3. Ермаков, В. П. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Справ -метод, пособие для учителя. [Текст] / В. П. Ермаков, Г. А. Якунин. - М: Просвещение, 2010. - 223с.
4. Зальцман Л. М. Работа с родителями детей, имеющих нарушения зрения // Дефектология. – 2006. - N 2. - С. 31-35.
5. Лурье Н. Б. Некоторые особенности воспитания ребенка с глубоким нарушением зрения в семье / Н. Б. Лурье. - М.: Логос, 2016. - 231 с.
6. Мастюкова Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. М. Мастюкова. - М.: Владос, 2013. - 408 с.
7. Плаксина, Л. И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие. - М.: РАОИКП, 2009 – 211с.
8. Саматова, А. В. Дети с глубокими нарушениями зрения. Руководство для родителей по развитию и воспитанию детей, имеющих тяжелую зрительную патологию, от рождения до школы / Саматова Альбина Вильсуровна. - М.: Феникс, 2012. - 153 c.
9. Фомичева, Л. В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения / Л.В. Фомичева. - М.: Каро, 2017. - 256 c.
10. Шарипов А. Р. Особенности представлений родителей близоруких детей о семейном воспитании // Дефектология. – 2018. - N 3. - С. 23-28.