Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ПЕДАГОГА
1.1. Сущность понятия «профессиональное воспитание педагога»
1.2. Роль профессионального воспитания в становлении личности педагога
1.3. Профессиональное самовоспитание педагога как условие роста профессионального самосознания
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ПЕДАГОГА
2.1. Условия развития профессионального педагогического самосознания в тренинге
2.2. Разработка тренинга по формированию профессионального самовоспитания педагога и рекомендаций по их разработке
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. К личности учителя, его профессионализму предъявляются очень высокие требования. В настоящее время важна не система знаний, умений и навыков сама по себе, а возможность создать условия для развития ключевых компетентностей, которые включают не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую.
Учить сегодня подрастающее поколение на современном уровне требований общества нельзя без постоянного обновления и обогащения своего профессионального потенциала. Профессиональное самовоспитание учителя в принципе невозможно, если он сам не увидит пробелы в общепедагогических знаниях. Исходя из этого, одной из наиболее значимых человеческих способностей на сегодняшний день является способность оценивать свою деятельность в соответствии с самыми высокими критериями в личной и профессиональной сфере. Результативность педагогической деятельности зависит от многих факторов, в частности от того, как сам учитель стремится к улучшению своей деятельности, развивает в себе необходимые личностные качества, это возможно только при наличии у него развитого профессионального самовоспитания.
В настоящее время возникла объективная необходимость в создании качественно нового подхода к подготовке современного учителя, одной из важных задач которой является формирование педагогического самовоспитания будущего педагога. Сформированность педагогического самовоспитания современного учителя становится основой для оформления модели личностно ориентированного образования. Ведущим компонентом профессионального самосовершенствования и самовоспитания учителя является самообразование, под которым мы понимаем «целенаправленную, познавательную деятельность педагога по овладению общечеловеческим опытом, методологическими и специальными знаниями, профессиональными умениями и навыками, необходимыми для совершенствования педагогического процесса».
Профессиональное самовоспитание, как и любая другая деятельность, имеет в своей основе довольно сложную систему мотивов и источников активности. Обычно движущей силой и источником самовоспитания учителя называют потребность в совершенствовании.
Требования, предъявляемые обществом к учителю, «либо стимулируют работу над собой, либо вынуждают учителя идти на все возможные ухищрения, снимающие эти противоречия; во всяком случае, в его сознании» (Педагогика / Под ред. В.А. Сластенина. М., 1997. С. 66). Психологи указывают на компенсаторные механизмы снятия подобных противоречий: рационализация, инверсия, проекция «бегство от реальности» и др.
В основе профессионального самовоспитания, как и в основе деятельности учителя, лежит противоречие между целью и мотивом. Обеспечить сдвиг мотива на цель — значит вызвать истинную потребность в самовоспитании. Вызванная таким образом потребность учителя в самовоспитании в дальнейшем поддерживается личным источником активности (убеждениями; чувством долга, ответственности, профессиональной чести, здорового самолюбия и т.п.). Все это вызывает систему действий по самосовершенствованию, характер которых во многом предопределяется содержанием профессионального идеала. Другими словами, когда педагогическая деятельность приобретает в глазах учителя личностную, глубоко осознанную ценность, тогда и проявляется потребность в самосовершенствовании, тогда и начинается процесс самовоспитания.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Альтбах Ф.Дж. Глобальные перспективы высшего образования. Москва: Издательский дом Высшей школы экономики, 2018. 630 с.
2. Краевский В.В. Воспитание или образование // Педагогика. 2001. № 3.
3. Мануйлов Ю.С. Концептуальные основы средового подхода в воспитании // Вестник КГУ им. Н А. Некрасова. 2009. Том 14. С. 21-27.
4. Овечкин В.П. Образование в условиях изменяющейся культурно-технологической среды // Педагогика. 2005. № 10.
5. Педагогика профессионального образования / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. - С. 79-118.
6. Репринцев А.В. Теоретические основы профессионального воспитания будущего учителя: Дис. ... д-ра пед. наук. — Курск, 2001. - 503 с.
7. Федоров А.А., Илалтдинова Е.Ю., Фролова С.В. Открытое педагогическое образование будущего. М., 2020. 348 с.
8. Фролова С.В., Илалтдинова Е.Ю. Проблема этических норм в профессиональном образе учителя: сравнительный анализ // Перспективы науки и образования. 2018. №3(33). С. 74-78.
9. Фролова С.В. Профессиональное воспитание в образовательном пространстве педагогического вуза: основы проектирования: учебное пособие. Нижний Новгород: Мининский университет, 2017. 157 с.
10. Фролова С.В., Базарнова Н.Д., Саватеева Д.А. Формирование профессионального мировоззрения будущего учителя как миссия педагогического университета // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №68-4. С. 247-250