Фрагмент для ознакомления
2
1. Орфографическая зоркость. Роль орфографического комментирования в развитии орфографической зоркости.
Ответ: Орфографическая зоркость – умение быстро обнаруживать в тексте, в словах и их сочетаниях, которые предназначены для записи или уже записаны, орфограммы, а также быстро определить их типы.
Особенно важно учить детей комментировать своё письмо при выполнении домашних упражнений. При комментировании достигается более высокий уровень. Самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание с помощью правил. Комментирование – это вид упражнения, включающий объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений.
Например: под-ле-та-ет: “В приставке пишу букву о. В корне безударная гласная е, проверяю перелёт. В окончании глагола гласная е, доказываю: неопределённая форма подлетать не на –ить, это не глагол исключение, значит, первое спряжение, пишу окончание -ет”.
При комментировании, или орфографическом разборе, ученик должен, прежде всего, найти объект объяснения, то есть орфограмму, поэтому комментированное письмо развивает орфографическую зоркость учащихся. Кроме того, комментированное письмо является одним из приёмов работы по предупреждению ошибок, приучает школьников к сознательному применению правил, способствует выработку навыков грамотного письма, устраняя разрыв между теорией и практикой.
Комментированное письмо развивает мышление, память, внимание, речь учащихся; они приучаются говорить чётко, лаконично, обоснованно; у детей постепенно вырабатывается хорошая дикция.
Комментированное письмо позволяет осуществлять систематическое повторение материала, даёт возможность учителю выявить знания учеников и проверить их орфографические навыки.
В процессе комментированного упражнения, когда “ведущий” ученик только фиксирует внимание на орфограммах ( “вижу орфограмму”, “вижу две орфограммы”), но не называет их, не объясняет написание, проявляется большая самостоятельность учащихся. Важную роль в решении орфографических задач при комментировании играют опорные схемы.
2. Признаки орфограмм. (Необходимо раскрыть, как мы можем помочь школьникам определить, где могут встречаться орфограммы. Как мы объясним школьникам, в каких словах могут встретиться «ловушки» - орфограммы?)
Ответ: Тип буквенных орфограмм
1. Гласные – (слабая позиция) безударность гласного [малако]; (сильная позиция) — наличие шипящего и ц перед гласными маш[ы]на, ц[ы]фры
2. На согласные – (слабая позиция) -конец слова слог — сло[к]; — стечение согласных сердце – [с’эрцэ] (сильная позиция) — н перед суффиксом длинный, — н перед окончанием здоровенный
3. ь неразделительный – (слабая позиция), -мягкие согласные — (сильная позиция) [ца] на конце глаголов, смеё[ц]а; -шипящие на конце слова спишь
4. ь и ъ разделительные (сильная позиция) — звук [й] после согласных съем —[сй’эм] и перед гласными вьюга — [в’й’уга]
Опознавательный признак – примета, сигнал к тому, что требуется применить правило. Таким сигналом может быть безударный гласный или ударный после шипящего. В слабой позиции звук, представляющий фонему, испытывает влияние положения в слове (парный согласный по глухости-звонкости, по твердости-мягкости, стечение согласных).
Опознавательные признаки орфограмм (общие и частные) —Безударные гласные в корне (проверяемые и непроверяемые):
а) отсутствие ударения;
б) гласные, а, о, и, е; в) место в слове (в корне, в абсолютном конце слова или перед согласным)
— Звонкие и глухие согласные:
а) парные согласные б-п, г-к, в-ф, д – т, з-с, ж – ш;
б) место в слове
— Непроизносимые со¬гласные:
а) «опасные» сочетания звуков или букв стн, здн, сн, зн и др.;
б) место в слове
— Разделительный ь: наличие звука [j] после мягкого со¬гласного, наличие гласных я, е, ю, ё
— Разделительный ъ:
а) наличие звука [j] после согласного, на¬личие гласных букв е, я, ю, ё (гласных звуков [э], [а], [у], [о] после [j];
б) место орфограммы: на стыке при¬ставки, оканчивающейся на согласный, и корня
— Раздельное написание предлогов, слитное написание приставок:
а) наличие звукосочетания, которое может оказаться предлогом или при¬ставкой;
б) часть речи: глагол не может иметь предлога, предлог относится к имени существительному или местоимению
— Заглавная буква в именах собственных:
а) место в слове: первая буква;
б) значение слова: название или имя
— Заглавная буква в на¬чале предложения:
а) место в слове: первая буква;
б) место в предложении: первое слово
— Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу: наличие в слове сочетаний
— ь на конце имен суще¬ствительных после шипящих:
а) наличие на конце слова всегда мягких шипящих ч и щ или всегда твер¬дых ш и ж;
б) часть речи: имя существительное;
в) род: мужской или женский
— Безударные окончания имен существительных:
а) место орфограммы: в окончании;
б) наличие в окончании безударного е – и; в) часть речи: имя существительное
— Правописание оконча¬ний имен прилагательных — ого, — его:
а) наличие такого сочетания;
б) их место: на конце слова;
в) часть речи: имя прилагательное
— Правописание безудар¬ных личных окончаний глаголов:
а) часть речи: глагол;
б) место: в окончании слова;
в) наличие знакомых окончаний ут ют, ат – ят, отсутствие ударения;
г) время глагола: настоящее или будущее
Знание опознавательных признаков орфограмм – орфографическая зоркость – необходимое условие грамотного письма. Заучивание правил без орфографической зоркости не избавит от ошибок. Ошибка в написании жи и ши случается очень редко. С этим правилом дети знакомятся в первом классе. Иллюстративный материал, занимательный материал: ребусы, «рассыпанные» слова, «цепочки» слов, скороговорки и т.д. – является одним из средств воспитания у учащихся мотивов обучения, способствует образному мышлению, запоминанию материала. А соседство [т] + [с] → [цц] в глаголах не воспринимается опознавательным признаком орфограммы даже у некоторых взрослых: мыться [мыцца] (фонетический принцип — пишу как слышу – в данной ситуации не подходит).