Фрагмент для ознакомления
2
Потребность, классификация потребностей по А. Маслоу
Потребность – это состояния нужды, недостатка в чем-либо, это состояние, стимулирующее деятельность, направленную на устранение этого недостатка.
У каждого человека есть определённые потребности. Без некоторых из них невозможно существовать. У специалистов разные взгляды на потребности. Впервые описаны и проанализированы нужды человека были в начале ХХ века. До сих пор каждый профессионал рассматривает свою теорию.
Всю свою психологическую работу А.Маслоу связывал с проблематикой личностного роста и развития, рассматривая психологию как одну из средств, способствующих социальному и психологическому благосостоянию. Он настаивал, что адекватная и жизнеспособная теория личности должна касаться не только глубин, но и высот, которых каждый индивидуум способен достичь [7].
По мнению А. Маслоу, творческий потенциал человека является результатом здорового и правильно направленного развития. Он считал, что это развитие происходит в результате поиска и осуществления целей утверждающих и обогащающих жизнь личности и придающей ей смысл. Личность является тем, чем становится в ходе осуществления всех этих целей, а именно виды этих целей определяют потребности [4].
Согласно классификации американского исследователя А.Маслоу, все потребности образуют иерархическую структуру, где низший уровень составляют физиологические потребности и потребности в безопасности, а высший — социальные, престижные и духовные потребности.
Осознанные индивидом потребности превращаются в интересы, которые преломляясь через ценностные ориентации, способствуют формированию мотивов деятельности личности. Смыслом же конкретной деятельности является достижение определенной цели [2].
А.Маслоу перечислял следующие фундаментальные потребности человека: физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.) — низший уровень; потребность в безопасности (стабильность, порядок, чувство уверенности, избавление от страха и неудач); потребность в любви и принадлежности (семья, дружба); потребность в уважении (самоуважение, признание, одобрение, достижение успеха); потребность в самоактуализации (реализации своих целей, способностей, развитие собственной личности) — высший уровень.
Далее рассмотрим пирамиду потребностей по А. Маслоу (рисунок 1), а также дадим более подробное объяснение каждому [5].
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Воронцов Б.Н. Разумные потребности личности: сущность, критерий, пути формирования. – Воронеж: Изд-во Воронеж. университета, 2011. – 120 с
2. Котлер Ф., Келлер К. Л. Маркетинг - менеджмент. Учебники и учеб. пособ.д/ высшей школы (ВУЗы), Издательство: Питер – 2012.- 276 с.
3. Мак-Дональд М. Стратегическое планирование маркетинга. – СПб, Питер, 2000. – 422 с.
4. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд./ Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2012. - 352 с.
5. Хасрудиков, Р.М. Классификация потребностей по А. Маслоу / Р.М. Хасрудиков. - № 43. — С. 372-376.