Фрагмент для ознакомления
2
Проверяемое задание 4
Тема 19. Особенности и методика освоения дошкольниками последовательности действий
Задание
Подберите игры, пособия (не менее 3), позволяющие дошкольникам осваивать простейшие зависимости и закономерности; докажите возможность их использования с детьми одной из возрастных групп.
Составьте аннотацию на данное пособие, игру (достаточно на одно из выбранных пособий) по схеме: цель игры (пособия), игровая задача, правила (формулирование правил, целесообразность, ясность изложения), доступность, позитивные и негативные моменты, усложнение игровой задачи.
Рекомендации по выполнению задания
1. Опираясь на текст к учебнику, изучите тему «Освоение простейших зависимостей и закономерностей детьми дошкольного возраста».
2. Результаты представить в виде таблицы 1 и таблицы 2.
Таблица 1
Игры и пособия, позволяющие дошкольникам осваивать простейшие зависимости и закономерности
Название игры / пособия Параметры
Цель Игровая задача Используемый материал Возраст ребенка
Повесь на елку бусы развитие логического мышления, умение устанавливать закономерность. Ребенку предлагается собрать бусы, которые рассыпали лисята. Необходимо
разложить бусины по порядку, как на оставшейся нитке. Обратить внимание ребенка какие фигуры, и как они расположены. Помощь производить наводящими вопросами.
карточка с елкой и начало математической закономерности, плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат). 3-4 лет
Логический поезд • развитие способности к логическим действиям и операциям
• умение декодировать (расшифровывать) информацию, изображенную на карточке
• умение видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображенной на карточке
• умение действовать последовательно, в строгом соответствии с правилами
В игре может участвовать вся подгруппа детей 9-12 человек. Педагог, а затем сами дети раскладывают игровой материал: поезда, вагончики, над каждым вагончиком кладут карточку с символом изменения свойств (карточка выбирается произвольно), также раскладываются карточки с числовыми соотношениями. Наш грузовой поезд необычный, логический. Грузы, которые он везет, перезагружаются из вагона в вагон. В каждом вагоне с ними происходят изменения в соответствии с правилами, изображенными на карточке над вагоном.
Последовательность действий.
• Распределение команд по поездам. Каждый ребенок берет карточку с числовыми соотношениями, например, находит число, обозначенное * - это 3 , значит его груз «поедет» в желтом поезде («3» входит в номер этого поезда 1 2 3 4). Таким образом все дети распределяются на три команды (везут грузы в желтом, синем и красном поездах)
• Перевозка груза Свой груз надо провезти по всем вагонам в соответствии с правилами (изменение свойств по часовой стрелке). Например, в желтом вагоне едет логическая фигура: большой красный треугольник, в первом вагоне( от головы поезда он изменит величину и станет маленьким красным треугольником, во втором вагоне после изменения цвета, он станет маленьким желтым треугольником, в третьем вагоне изменится его форма он станет маленьким желтым прямоугольником, в последнем четвертом вагоне повторное изменение цвета - наш груз маленький синий прямоугольник.
• Положить груз, с которым начинаем путешествие слева от поезда, груз, побывавший во всех вагонах справа от последнего вагона. Таким образом, слева от поезда мы положим большой красный треугольник, справа от последнего вагона маленький синий прямоугольник. Все дети команды участвуют вместе с воспитателем в проверке правильности выполнения задания.
• Взять следующий груз, произвести с ним те же действия. Выигрывает команда, подготовившая к перевозке большее количество груза.
• Один из вариантов дальнейшего развития игры: выбор пункта отправки и назначения груза (постройки объектов и т. д.) Оформление сопроводительных документов для груза (количество, вид, шифрование свойств). В период освоения игры первоначальное количество вагонов 1 - 2, затем количество вагонов увеличивается до четырех. Изменение расположения карточек со свойствами над вагонами позволят проводить эту игру многократно (при желании и интересе детей).
Три паровоза разного цвета (синий, желтый, красный).
На каждом поезде его номер: 1 2 3 4, 5 6 7 8, 9 10 11 12.
4 вагона
Карточки с символами изменения свойств, карточки с изображением отношений между числами
Комплекты блоков Дьенеша или логических фигур. 5-7 лет