Фрагмент для ознакомления
2
Тема: Методика формирования читательской деятельности на уроках классного чтения
1. Урок чтения и анализа художественного произведения (комбинированный урок). Урок имеет следующую структуру: мотивационный этап, проверка домашнего задания, постановка темы и задач урока, подготовительная работа (вступительная беседа, работа с выставкой книг, проведение викторины, авторские сведения, речевая разминка), словарная работа, первичное восприятие текста, его проверка, второе чтение и анализ, синтез (работа над темой и идеей произведения, составление плана прочитанного, выразительное чтение, проведение творческих работ, беседа обобщающего характера), рефлексия.
2. Урок чтения крупнообъемного произведения. В данном случае возможно два варианта:
1. Произведение делится на 2 или 3 части, и каждая часть читается и анализируется на комбинированном уроке (каждый урок включает все этапы работы).
2. 1. Знакомство с произведением (подготовительная работа, первичное восприятие, проверка первичного восприятия).
2. Анализ произведения.
3. Урок по произведению обощающий (общие выводы, перечитывание, творческие работы по прочитанному).
3. Урок слушания произведения. Данный урок включает следующие этапы: мотивационный, проверка домашнего задания, самоопределение к деятельности, подготовительная работа, словарная работа, чтение произведения вслух, свободные высказывания детей, размышления о прочитанном, совместные переживания, выводы, рефлексия.
4. Обобщающий урок по разделу. Данный урок проводится в том случае, когда материал в учебнике расположен по тематическому плану. Цель урока: обобщение читательских представлений учащихся, итог (писатели, которые пишут на эту тему; жанры; что волнует автора).
5. Урок внеклассного чтения. Урок предусматривает работу с детской книгойю
6. Урок творчества. В рамках данного урока дети выполняют творческие работы по прочитанному или работают в позиции автора произведения.
1. Охарактеризуйте общую структуру урока литературного чтения (принципы организации анализа произведений, приемы анализа, специфика жанра).
- выявление литературоведческой ценности произведения;
- характеристика всех компонентов текста;
- соотнесение своего восприятия с детским;
- устранение трудности восприятия данного произведения учащимися;
- учет специфики текста и выбор видов и приемов методической работы на уроке;
- составление речевой партитуры выразительного чтения;
- анализ содержания иллюстраций.
3. 1. Выявление жанровой разновидности произведения (рекомендуется вспомнить основные признаки жанра, которые влияют на методику чтения текста в целом).
2. Определение темы произведения, соотнесение с проблемами ранее прочитанных произведений. Особое внимание необходимо обратить на заголовок. Необходимо определить то новое, что несет в себе данный текст по сравнению с другими произведениями по этой же теме.
3. Восстановление сюжета. Необходимо определить то, что в нем понятно детям. В том случае, если в произведении нет сюжета, то необходимо выделить изображенные картины и последовательность рассуждений.
4. Раскрытие композиционных особенностей текста. Следует обратить внимание на то, что выбор видов чтения и пересказа зависит от композиции и особенностей языка произведения.