Фрагмент для ознакомления
2
1. История развития генетики, психогенетики. Состояние, проблемы, тенденции на современном этапе.
Генетика – наука, изучающая закономерности и материальные основы наследственности и изменчивости организмов, а также механизмы эволюции живого.Генетика возникла в связи с разведением домашних животных и возделыванием растений, а также с развитием медицины.
Термин «генетика» в 1905 году ввел английский биолог Уильям Бэтсон, происходит от греческого genesis и переводится как «развитие» или «происхождение». В 1856 году монах Августинского монастыря Грегор Иоганн Мендель проводил опыты по изучению передачи наследственных признаков на горохе. В результате исследований он сделал ряд биологических открытий, которые он описал в «Опытах над растительными гибридами» в 1865 году. В 1909 году датский ботаник Иогансен Вильгельм Людвиг ввел термин «ген», а американский генетик Томас Гент Морган обосновал хромосомную теорию наследственности. В 1900 году, который считается годом возникновения генетики, трое ученых – Корренс, Гуго де Фриз и Эрих фон Чермак – независимо друг от друга повторили опыты Менделя на других объектах. В развитие генетики большой вклад внесли и советские, в дальнейшем российские ученые, это Николай Иванович Вавилов, Николай Константинович Кольцов и др.
Основой возникновения психогенетики как науки послужила эволюционная теория Ч. Дарвина. Автором первого научного исследования по психогенетике («Наследственность таланта») и основоположником психогенетики считается Фрэнсис Гальтон.
1. (1865-1900-е годы) Ф. Гальтоном и его учеником К. Пирсоном были разработаны основные вариационно-статистические подходы к изучению наследственности количественных признаков человека (в том числе психологических).
2. (до конца 30-х годов XX столетия) совместными усилиями генетиков, психологов, математиков окончательно сформировались основные методы психогенетики - близнецовый, приемных детей, методы корреляционного и регрессионного анализа, анализа путей и др. С развитием психодиагностики в психогенетике началось накопление фактического материала.
3. (до конца 60-х годов) идет накопление фактического материала. Большое внимание уделяется изучению роли наследственности и среды в индивидуальной вариативности интеллекта и психических заболеваний.
4. (до конца 80-х годов) в психогенетике вновь большое внимание уделяется совершенствованию методологии науки и поиску новых путей исследования. Совершенствование информационных технологий стимулировало применение методов компьютерного моделирования.
5. (начиная с 90-х годов XX века по настоящий момент) совпадает с интенсивной разработкой проекта «Геном человека».
Тенденции и проблемы: Использование достижений молекулярной генетики сделает возможным более детальный анализ источников фенотипической дисперсии психологических признаков;
Отмеченный в большинстве исследований рост средних значений IQ до сих пор не стал предметом специальных исследований. Причины этого могут находиться в различных областях, однако, причиной могут выступать и особенности психометрических методов; Использование биометрических моделей для изучения снижения показателей интеллекта на поздних стадиях онтогенеза;
Одним из возможных направлений таких исследований может стать изучение IQ пожилых людей в комплексе с показателями скорости переработки информации; В современных исследованиях слабо представлены альтернативные подходы к изучению нормального распределения показателей интеллекта личностных характеристик. Недостаточно используются такие приемы, как анализ семей одаренных детей, изучение личностных особенностей психиатрических больных, одаренных детей и т.д.;
2. Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки. Жизненный цикл клетки.
Нуклеиновые кислоты — самые крупные из молекул, образуемых живыми организмами. Нуклеиновые кислоты являются биополимерами, состоящими из мономеров — нуклеотидов. Каждый нуклеотид состоит из фосфатной группы, пятиуглеродного сахара (пентозы) и азотистого основания.
В зависимости от вида пентозы различают два типа нуклеиновых кислот — дезоксирибонуклеиновые ( ДНК) и рибонуклеиновые (РНК). Название кислот обусловлено тем, что молекула ДНК содержит дезоксирибозу, а молекула РНК — рибозу.
Строение ДНК. Молекула ДНК состоит из двух спирально закрученных цепей, которые по всей длине соединены друг с другом водородными связями – двойная спираль.
Нуклеотиды, входящие в состав ДНК, содержат дезоксирибозу, остаток фосфорной кислоты и одно из четырех азотистых оснований аденин, гуанин, цитозин и тимин. Они и определяют названия соответствующих нуклеотидов; адениловый (А), гуаниловый (Г), цитидиловый (Ц) и тимидиловый (Т). В двойной спирали ДНК азотистые основания одной цепи располагаются в строго определенном порядке против азотистых оснований другой. Между А и Т всегда возникают две, а между Г и Ц — три водородные связи, В связи с этим обнаруживается важная закономерность: против А одной цепи всегда располагается Т другой цепи, против Г — Ц и наоборот. Таким образом, пары нуклеотидов строго соответствуют друг другу и являются комплементарными.
Строение РНК. Молекула РНК в отличие от молекулы ДНК - полимер, состоящий из одной цепочки значительно меньших размеров. Мономерами РНК являются нуклеотиды, состоящие из рибозы, остатка фосфорной кислоты и одного из четырех азотистых оснований. Три азотистых основания — аденин, гуанин и цитозин — такие же, как и у ДНК, а четвертым является урацил
Данные элементы отвечают не только за хранение, реализацию и передачу информации. Они выполняют и второстепенные функции. К примеру, отвечают за катализ определенных химических элементов. Нуклеиновая кислота регулирует реализацию генетической информации. За хранение обычно отвечают ДНК. В случае с некоторыми вирусами речь идет об одноцепочечных аналогах.
Жизненный цикл клетки, или клеточный цикл, – это промежуток времени, в течение которого клетка существует как единица, т. е. период жизни клетки. Он длится от момента появления клетки в результате деления ее материнской и до конца деления ее самой, когда она «распадается» на две дочерние. Период G1 – пресинтетический – начинается сразу как только клетка появилась. В G1 происходит рост клетки, синтез РНК, белков, построение органелл. Обычно G1 – самая длительная фаза жизненного цикла клетки. S – синтетический период. Происходит удвоение ДНК путем репликации. В хромосомах, кроме ДНК, много белков-гистонов. Поэтому в S-фазу гистоны синтезируются в большом количестве.
В постсинтетический период – G2 – клетка готовится к делению, обычно путем митоза. Клетка продолжает расти, активно идет синтез АТФ, могут удваиваться центриоли. Далее клетка вступает в фазу клеточного деления – M. Здесь происходит деление клеточного ядра – кариокинез, после чего деление цитоплазмы – цитокинез. Завершение цитокинеза знаменует завершение жизненного цикла данной клетки и начало клеточных циклов двух новых.
Фаза G0 иногда называют периодом «отдыха» клетки. Клетка «выходит» из обычного цикла. В этот период клетка может приступить к дифференциации и уже никогда не вернуться к обычному циклу. Также в фазу G0 могут входить стареющие клетки.
3.Закономерности наследования. Хромосомная теория наследственности.
Закономерности наследования были сформулированы Г. Менделем в работе «Опыты с растительными гибридами». Его эксперименты были основаны на том, что скрещивались различные сорта гороха.
Первый и второй законы отражали закономерности моногибридного скрещивания, а третий – дигибридного и полигибридного скрещивания.
Моногибридное скрещивание – это тип скрещивания, при котором учитывается одна пара альтернативных признаков.
Дигибридное скрещивание – это тип скрещивания, при котором учитываются две пары альтернативных признаков.
Первый закон Г. Менделя говорит о том, что при скрещивании гомозиготных особей, которые анализируются по одной паре признаков, в первом поколении происходит проявление только доминантных признаков и наблюдается генотипическое и фенотипическое разнообразие.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Аверина И. С. Возрастная динамика соотношения генотипа и среды в индивидуальных особенностях памяти школьников: Автореф. канд. дис. М., 1983.
2. Беляев Д. К. Генетика, общество, личность // Коммунист. 1987. № 7.
3. Биология в познании человека / Под ред. Р. С. Карпинской. М., 1989.
4. Брушлинский А. В. О соотношении социального и природного в психике человека // Биология в познании человека. М., 1989.
5. Глезерман Т. Б. Мозговые дисфункции у детей: Нейропсихологические аспекты. М., 1983.
6. Глухов, М.М. Генетика человека с основами медицинской генетики. Пособие по решению задач: Учебное пособие / М.М. Глухов, И.А. Круглов. - СПб.: Лань, 2016. - -56-76 c.
7. Егорова М. С. Генотип и среда в вариативности когнитивных функций // Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека. М., 1988.
8. Егорова М. С., Марютина Т. М. Онтогенетика индивидуальности человека // Вопр. психол. 1990. № 3.
9. Запорожец Л.Я. Основные проблемы развития психики // Избранные психологические труды. Т. II. М., 1986.
10. Корочкин Л. И. Взаимодействие генов в развитии. М., 1977.
11. Лобашев М. Е. Генетика: Учебное пособие. 2-е изд. Л., 1967.
12. Основы психогенетики : учебное пособие / И.А. Братушева [и др.]. - Томск, 2010. 2. Психогенетика : хрестоматия : учебное пособие / авт.-сост. М.В. Алфимова, И.В. Равич-Щербо. - М., 2007.