Фрагмент для ознакомления
1
1. Какие понятия использовались для описания мироздания в Эпоху Античности? Перечислите их, дайте определение.
2. В чём заключается главное отличие философии Средневековья от философии Античности?
3. Кто и когда открыл новую в мире экспериментальную психологическую лабораторию?
4. Опишите структуру личности, согласно теории, З. Фрейда.
5. Кто выделил и описал 6 архетипов? Перечислите их и дайте характеристику.
6. Перечислите и опишите невротические потребности по К. Хорни. Приведите в пример поведения человека с одной из невротических потребностей.*
7. Работы какого русского учёного повлияли на становление бихевиоризма?
8. Перечислите и дайте характеристику основным принципам гештальтпсихологии.
9. Опишите суть культурно-исторической теории Л.С. Выготского.
Фрагмент для ознакомления
2
1. Какие понятия использовались для описания мироздания в Эпоху Античности? Перечислите их, дайте определение.
В эпоху Античности мироздание описывалось такими понятиями, как «космос», «пластика» или «телесность», «материя», «идея», «душа», «ум», «судьба» и «субстанция».
• Космос — это ключевое понятие, через которое античность объясняет Вселенную и человека в ней. Под космосом подразумевалось нечто вещественное и материальное. Космос в пределе и есть не что иное, как максимально обобщенная вещь, как сумма всех возможных вещей.
• Греческая пластика, или греческая телесность. Человек для античности — эго прежде всего тело, его красота и гармония. Вероятно, культура как ребенок начинает познание человека с исследования тела. Для античности тело — единое и единственное воплощение человека, именно оно есть сущность человека с включенной в него психической организацией. Чем прекраснее тело, тем прекраснее человеческий дух.
• Материя. В античном мире материя трактовалась как потенциал любых вещей, она никогда не была отдельной субстанцией, а лишь предоставляла возможность оформить себя в нечто.
• Идея. Идея не была идеальной в том смысле, как мы это понимаем сейчас. Она была всегда вещественно-телесной, то есть картинно представляемым планом вещественно-телесного продуцирования, именно поэтому употреблялся термин «эйдос» (др.-греч. eidos — вид), который указывал на физическое видение. Идея служила рамкой для материи, способом ее оформления. По вышеуказанной причине диалектика идеи и материи тоже обладала в античности вещественно-телесным характером, а взаимодействие материи и идеи не давало развития, было пассивным, не создавало нового, так как ни то, ни другое не несло в себе свойства движения.
• Душа. То, что движет само себя и другие вещи, античные философы называли жизнью, или душой. Таким образом, иод душой понималась некая всеобщая способность к движению, которая заложена в материи изначально. В данном ключе душу невозможно понимать как некое индивидуально-личностное начало, субстанцию. Душа есть некий предикат материи, ее свойство, присущее ей изначально.
• Ум. Античные философы предполагали, что движение и жизнь не совершаются бесцельно и бессмысленно. Для всего, что происходит в космосе, есть разумное объяснение и логичная цель. И то, что заставляло движение космоса совершаться целесообразно, т.е. сознательно спроектировано, античные мыслители называли умом.
• Судьба. В Древней Греции главную роль в жизни человека и богов играла судьба: что предначертано, то обязательно сбудется. Можно пытаться избежать предначертанного, можно ему сопротивляться, можно ему подчиниться, можно осознать и принять судьбу, но изменить невозможно. Идею судьбы в античном мировоззрении выражает миф об Эдипе.