Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Двадцатый и первая четверть двадцать первого века характеризуются быстрым научно-техническим прогрессом, в результате чего у большей части населения цивилизованных стран исчезла необходимость выдерживать значительные физические нагрузки, а интеллект, преимущественно, считается более ценным качеством, чем физическая мощь (спортивная элита – это исключение, подчёркивающее правило). Развитые коммуникативные навыки – одно из главных орудий интеллекта; роль такого рода способностей в глазах значительной части общества в последние десятилетия стала первоочередной. Детям с дефектами речи, которых с трудом понимают окружающие, сложнее развиваться, познавать, учиться новому, адаптироваться в коллективе; они нередко становятся предметом насмешек со стороны сверстников, что отрицательно сказывается на самооценке, самоуважении, может привести к глубоким переживаниям, депрессии, потери мотивации для развития, невозможности полноценно реализовывать свои навыки и способности. В современном обществе настойчиво пропагандируется точка зрения о необходимости стремиться к успеху, причём успех зачастую измеряется ежемесячным доходом, вне зависимости от того, в чём заключается работа и какую пользу она приносит обществу и выполняющему её специалисту, а также популярностью в интернет-пространстве. К последнему явлению можно относиться по-разному, однако это уже часть той реальности, в которой сегодня живут дети, начиная с младшего школьного возраста. Очевидно, что для ведения блогов, стримов и записей видеороликов правильная речь критически важна, так же как и в дальнейшем для поисков престижной работы.
Физиологи выделяют три функции речи: коммуникативную, регулирующую, программирующую. Речь расширяет возможности приспособления в окружающей среде, социуме; ей принадлежит заметная роль в развитии произвольного волевого поведения. Программирующая функция речи заключается в построении смысловых схем речевого высказывания, грамматических структур предложений, в переходе от замысла к внешнему развернутому высказыванию. В основе этого процесса — внутреннее программирование, осуществляемое с помощью внутренней речи. В соответствии с клиническими исследованиями, оно необходимо не только для речевого высказывания, но и для построения самых различных движений и действий.
Умение общаться вербально не наследуется; становление языка и речи связано с физиологическим созреванием центральной нервной системы. Нормальное освоение речи требует своевременной стимуляции речевыми сигналами, то есть систематического воздействия со стороны взрослых.
Развитие самостоятельной устной речи у детей значительно отстает от развития понимания ими речи окружающий, что связано с более поздним развитием рече-двигательного аппарата и двигательного речевого анализатора. В связи с этим, ребенок, хорошо понимая обращенные к нему слова (на основании точной слуховой дифференцировки их фонем), сам произнести эти слова, не может, или же произносит их искажённо. Эта ситуация исправляется очень медленно посредством поэтапного овладения точной дифференцировкой рече-двигательных импульсов в соответствии со слышимыми правильными фонемами слов, при этом очень важна помощь взрослых.
Полноценное формирование речевой функции - важный этап психического развития ребенка, происходящий одновременно со становлением и совершенствованием внимания, памяти, мышления. Неблагоприятные факторы, влияющие на развивающийся организм в этот момент, могут привести к нарушению указанного процесса. Большая часть речевых нарушений возникает и развивается в дошкольном возрасте; в то же время, мозг ребенка в первые годы жизни очень пластичен и хорошо поддается любому коррекционному воздействию, как со стороны педагогов, так и со стороны врачей. Если по какой-то причине возникает задержка речевого развития, специалисты рекомендуют начинать логопедическую работу как можно раньше для уменьшения вероятности возникновения вторичных патологий.
У детей с речевой патологией страдают кинестетические ощущения, нарушено слуховое восприятие, поэтому специалисту для вызывания звуков у ребенка рациональнее выбрать иную опору. В качестве такой опоры для формирования (вызывания) звуков можно применять двигательные символы звуков, используемые в упражнениях фонетической ритмики.
Фонетическая ритмика разработана как средство опоры на зрительный и двигательный образы звука речи для укрепления межанализаторного взаимодействия. Данный метод был впервые предложен в 1989 году для развития произношения у слабослышащих детей (Т. Власова, А. Пфафенродт).
Фонетическая ритмика - это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением определенного речевого материала.
Логопедическая ритмика - это форма кинезотерапии, направленная на преодоление речевых нарушений путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Логопедическую ритмику возможно использовать как коррекционную методику при воспитании и лечении детей с различными отклонениями в развитии. Разработана методика ритмических занятий с глухими детьми (Т.Г. Яшунская, Е.З. Яхнина и др.), ритмика для слепых детей (В.П. Ермаков, Г.А. Якунин и др.), музыкальное воспитание детей с интеллектуальными нарушениями (И.В. Евтушенко).
По словам д. п н. Жигоревой М. В., в настоящее время расширился диапазон детей, нуждающихся в специальной коррекционно-логопедической поддержке. Речь идёт о новом способе оказания помощи детям с нарушениями слуха — методе многоканальной кохлеарной имплантации. Такие дети формируют особую группу пациентов и воспитанников, их не следует рассматривать как тугоухих, воспринимающих речь, усиленную слуховым аппаратом и не следует рассматривать их как нормально слышащих.
Также нельзя забывать о таком социальном явлении, как миграция; дети мигрантов изучают русский язык как второй и также нуждаются в помощи.
1 ОБСЛЕДОВАНИЕ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Методы педагогического обследования
Одним из основных принципов логопедической ритмики является принцип индивидуализации, который невозможен без предварительного выяснения характера патологического процесса: этиопатогенетического, симптоматического, диагностического обследования, а также уточнения реабилитационного потенциала ребёнка; также необходимо учесть тип высшей нервной деятельности, возраст, пол, двигательный статус.
Г. А. Волкова выделяет следующие методы педагогического обследования: педагогическое наблюдение, социологические методы, экспериментальные методы, математико-статистические методы.
1.2 Педагогическое наблюдение
Педагогическое наблюдение в логопедической ритмике может быть открытым и скрытым, возможно чередование этих двух разновидностей. Не следует пренебрегать методами точной регистрации фактов: фотографированием, видео и аудио записями.
Необходимо заранее определиться с гипотезой, а входе наблюдения обнаружить подтверждающие или опровергающие факты. Если фактов недостаточно, наблюдение повторяют.