Фрагмент для ознакомления
2
Основные общенаучные принципы и подходы методологии, применимые в дошкольном
образовании и примеры их реализации на практике
К основным общенаучным принципам и подходам методологии, применимым в дошкольном
образовании относятся личностно-ориентированное обучение, которое предполагает
дифференцированный подход к обучению, учитывая уровень развития учащихся. Это
обучение ставит целью развитие целостного человека с учетом его природных особенностей
(здоровья, умения мыслить, чувствовать), социальных свойств (быть гражданином,
семьянином, тружеником). Личностно-ориентированное обучение направлено на
индивидуальное развитие ребенка. Оно базируется на принципах гуманистической
педагогики, предполагает ориентацию учебно-воспитательного процесса на личность
учеников, их индивидуальное и нравственное развитие, развитие целостной личности.
Личностно-ориентированное обучение должно учитывать уровень обученности ученика в
данной отрасли знания и степень общего развития, уровень развития культуры, особенности
психического склада личности (памяти, мышления, восприятия, умения регулировать свои
эмоции). Среди различных технологий личностно-ориентированного обучения следует
отметить: обучение в сотрудничестве, метод проектов, «портфель ученика», модульные
технологии, технологии программированного обучения, индивидуальный и
дифференцированный подход к обучению, разноуровневое обучение, игровые технологии и
т.д.
Обучение в сотрудничестве в малых группах использовалось уже в 20-ые гг. 20 века. Главная
идея совместного обучения заключается в том, чтобы учиться сообща, оказывая взаимную
поддержку друг другу, а не просто что-то выполнять вместе. Существуют различные
варианты такого обучения, например, обучение в команде, которое предполагает достижение
групповых целей. Успех группы может быть достигнут только при условии самостоятельной
работы каждого члена группы и постоянного взаимодействия с другими членами группы при
работе над проблемой, требующей решения. Обучение в команде подчиняется следующим
принципам: успех или неуспех группы зависит от удач или неудач каждого его члена; группа
получает одну на всех «награду» в виде бальной оценки или общего поощрения; равные
возможности каждого ученика в достижении успеха группы, каждый ученик приносит
команде очки, проводится сравнения с собственными ранее достигнутыми результатами.
Следующий вариант обучения в сотрудничестве — это обучение типа «пила», при котором
группы по 6 человек работают над учебным материалом, разбитым на фрагменты.
В результате личностно-ориентированного обучения у учеников формируются такие
личностные качества как самостоятельность, коммуникабельность, ответственность за
результаты своего труда.
В учебно-воспитательном процессе выделяются три базовые модели образовательного
процесса. Они представлены педагогикой авторитета, манипуляции и поддержки.
Педагогика авторитета основывается на явном признании за воспитателем или учителем как
более зрелым и знающим человеком, сознательно ставящим и решающим проблему
образования других людей, принимая ответственность за их развитие, права определять цели
их обучения и воспитания, педагогические пути, способы достижения поставленных целей, а
также на требовании к воспитанникам следовать его указаниям. Педагог не может
ограничиваться «асбтрактно-сформулированными целями» воспитания и обучения, а должен
учитывать возраст детей, конкретные условия их воспитания, реальные ситуации жизни
детей. Педагогика авторитета является эффективным способом социализации человека,
подготовки его к выполнению общественно значимых ролей и функций. Задача воспитателя
заключается в том, чтобы убедить ребенка в необходимости того, что ему предлагается
сделать, вызвать интерес у ребенка, сформировать позитивное отношение к целям, способам
и средствам учебно-воспитательного процесса, обеспечить понимание важности и
значимости получаемого образования.