Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение 3
Основная часть 4
Теоретический блок 4
Задание 1. Особенности овладения орфографическими навыками младшими школьниками. 4
Задание 2.Дизорфография у младших школьников с ОНР. 7
Практический блок. 9
Задание 1.Обследование 2 обучающихся 3-4 классов для выявления дизорфографии (с заполнением речевых карт и приложением письменных работ детей). 9
Задание 2. Разработка перспективного плана коррекционно-логопедической работы по преодолению дизорфогарфии 15
Заключение 20
Список литературы 21
Фрагмент для ознакомления
2
Развитие орфографических навыков – сложный и длительный процесс. Поэтому необходима прочная взаимосвязь между всеми частями, составляющими основу любого навыка. Только при этом условии учащиеся могут использовать теоретические знания для проверки правописания слова, т. е. действовать с пониманием. Прежде чем приступить к работе над конкретным орфографическим навыком, важно установить, какие именно знания и умения составляют его основу, какие конкретные задачи должен освоить учащийся и какие взаимодействия должны быть задействованы в этой конкретной задаче.
В основе каждого орфографического навыка лежат определенные знания и умения. Глядя на природу правописания, навыки правописания можно разделить на две группы:
1) сформированы навыки фонетики и словообразования (правописание корней, приставок, суффиксов);
2) умения на основе морфологических и синтаксических (орфографических окончаний).
В обеих группах центральную область занимает умение узнавать орфографию, то есть следить за правописанием, что невозможно без понимания сущности правописания.
Единицей обозначения на письме является не отдельный звук, а ряд правильно чередующихся звуков - фонема, идентифицируемая по ее твердому расположению. В случае, если звук находится в сильной позиции, буква, которую он обозначает, не является орфограммой. А когда звук находится в слабой позиции, то письменный знак становится орфограммой.
Эта характеристика — отсутствие письменного произношения — характерна для всех типов орфограмм.
Орфография Т. О. - это правописание, которое не определяется на слух.
Орфография работает в процессе обучения только тогда, когда учащийся осознает ее. Целенаправленное обучение орфографическому навыку должно начинаться в первый год обучения.
Развитие навыков аудирования у младших школьников способствует возникновению и развитию орфографической грамотности.
Распознавание орфографии – это развитая способность видеть в словах те места, где письменный признак может быть определен по произношению, то есть умение различать звук в сильном и в слабом месте и может быть представлен разными буквами и с тем же звуком.
Распознавание орфографического навыка осуществляется, если развита способность обнаруживать звук в чувствительной области. Орфографическая грамотность развивается постепенно. При систематической тренировке внимание становится автоматическим и становится частью орфографического навыка, обеспечивающего успешное завершение орфографического акта.
Когда писатель замечает, что слово написано по буквам, он выполняет акт написания.
Акт орфографии – это работа пишущего, который намеренно обращается к правилу, так как замечает наличие орфографии в слове.
П. С. Жедек различает два этапа в акте правописания:
1) постановка орфографической задачи (орфографии);
2) решение орфографической задачи (выбор пишущегося знака по правилу).
Орфографический навык — это умственное действие, а не умение.
М. Р. Львов описывает шесть этапов, которые должен пройти школьник при решении орфографических задач:
1) проверить правильность написания имени;
2) определить его вид;
3) определить способы решения задачи в зависимости от типа правописания;
4) определить этапы, этапы решения и их последовательность, то есть нарисовать алгоритмы решения;
5) решить задачу, то есть выполнить последовательные действия по алгоритму.
Результат обучения правописанию зависит от того, насколько развита способность ставить орфографические задачи.
Ребенку важно научиться:
1) ставить орфографические задачи (находить орфографию);
2) установить тип правописания, то есть правильно выполнить алгоритм решения орфографической задачи;
3) использовать контроль правописания.
Ошибки при выполнении орфографического навыка могут возникнуть на любом этапе.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Алгазина Н.Н. Развитие орфографических навыков [Текст] / Н.Н. Алгазин. - М. "Свет", 1987. - 326с.
2. Алексеева Л.Л., Анащенкова С.В., Биболетова М.З. и другие. Запланированные результаты для начального образования; изд. Г.С. Ковалева, О.Б. Логинова. - 3-е изд. - М.: Свет, 2011. - 187с. (стандарты второго поколения)
3. Арямова О.С. Учимся решать орфографические задачи [Текст] / О.С. Арямова // Начальная школа. -1988. - Нет. 4. - с.75
4. Богоявленский Д.Н. Психологические принципы обучения орфографии [Отрывок] / Д.Н. Богоявление. - М.: Свет, 1976.- 253с.
5. Богоявленский Д.Н. Психология правописания [Текст] / Д.Н. Богоявление. - 2-е изд. исправлено и дополнено - М., 1966. - 391с.
6. Бочкарева Т.Д. Предотвращение орфографических ошибок [Текст] / и т.д. Бочкарёва // Начальная школа. - 2001. - Нет. 3. - с.34
7. Булохов В.Я. Орфографические ошибки и способы улучшения чтения и письма учащихся [Текст] / В. Я. Булохов // Начальная школа. - 1991. - Нет. 1. - с.59
8. Буркова Т.В. К.Д.Ушинский об упражнениях в обучении грамматике и орфографии [Текст] / Т.В.Буркова // Начальная школа.-1998.- №3. 11. - с.89