Фрагмент для ознакомления
2
1.Компоненты экспертизы: объект, предмет, участники, принципы.
Целью проведения экспертизы является установление соответствия (несоответствия) содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников образовательного учреждения (организации) федеральным государственным образовательным стандартам. Федеральные требования к содержанию и качеству подготовки обучающихся и выпускников ОУ ВПО изложены в следующих разделах ФГОС: раздел 4 Требования к обязательному минимуму содержания ООП, раздел 5 Сроки освоения ОПОП, раздел 6 Требования к разработке и условиям реализации ООП, раздел 7 Требования к уровню подготовки выпускника.
По определению экспертиза – исследование специалистом-экспертом каких-либо вопросов, решение которых требует специальных познаний в области науки, техники, искусства и т.д. В большинстве случаев это лицензионно-аккредитационная экспертиза содержания и качества подготовки обучающихся (выпускников) организации, осуществляющей образовательную деятельность, с целью установления соответствия (несоответствия) ФГОС и выдачи экспертного заключения, служащего основанием для принятия уполномоченным органом (ФСН в сфере образования и науки) решения
Эксперты[7] направляются в образовательную организацию для экспертизы:
1) показателей деятельности, необходимых для определения вида образовательной организации, на основании сведений, представленных в Модуле сбора данных;
2) содержания и качества подготовки ее выпускников.
В специальной литературе встречаются разные виды и формы (процедуры) проведения экспертной деятельности или экспертных исследований. Например, государственная, общественно-государственная (экспертиза инновационных или экспериментальных площадок), общественно-профессиональная, экспертиза при проведении конкурсов[1] и аттестации в контексте развития образования, а также экспертиза в форме деловых игр или организационно-деятельностной игры (ОДИ).
Экспертная деятельность в форме ОДИ заключается в совместной деятельности организаторов игры и ее участников по проектированию требуемого объекта (управления образованием, например). Базовая схема проектирования, введенная в практику Н. Г. Алексеевым: «замысел – реализация – рефлексия (осмысление)».
Оперативное исследование системы качества образовательной деятельности может быть диагностическим, экспланационным (объясняющим) и прогностическим. Перечисляют также следующие основные функции экспертизы в образовании: аналитическая, проектировочная, развивающая, оценочная, консультационная, рефлексивная, мониторинга[2].
Основополагающими, для экспертизы инновационной деятельности будут: А) типология, раскрывающая содержание и специфику функциональной целевой направленности экспертизы; Б) типология, раскрывающая мировоззренческие уровни. Представленные типы экспертизы инновационной деятельности в большей своей части являются полифункциональными, сочетающим в себе несколько целевых функций, комбинация которых определяется индивидуально в каждом случае[7].
2.Характеристика критериев.
Желательно, чтобы критерии, лежащие в основе педагогической экспертизы образовательного учреждения, представляли собой динамическую систему. То есть, в процессе осуществления процесса экспертизы шло бы и развитие системы выдвигаемых критериев. Это связано как с объективными, так и с субъективными предпосылками. К объективным предпосылкам можно отнести общее изменение социально-экономической и социокультурной ситуации в нашей стране, а также те тенденции, которые присутствуют сегодня в сфере образования. В свою очередь, субъективные предпосылки основаны на повышении уровня организации педагогической (воспитательной) деятельности в образовательных учреждениях, изменении подходов к формулированию ее целей и задач, формировании системы взаимодействия между учреждениями и представителями педагогической науки и, наконец, ростом
педагогического мастерства педагогических коллективов. Кроме того, безусловно, важнейшим фактором, оказывающим влияние на развитие системы критериев, являются меняющиеся интересы и потребности детей и их родителей.
Определения сущности педагогической экспертизы могут быть различны. Однако неизменным остается то, что в процедуре экспертизы одну из важнейших ролей играет эксперт, специалист, компетентный в экспортируемых вопросах. Исследователи данной проблемы считают, что эксперт, являясь субъектом педагогической экспертизы, должен иметь большой опыт практической работы и хорошую научную подготовку. Кроме того, важны и такие качества как личностная и нравственная зрелость, порядочность, креативность и эвристичность; способность к видению ситуации с разных точек зрения; наблюдательность и восприимчивость; интуиция, корректность, деликатность, тактичность; независимость и принципиальность и т.п. Так как в педагогической экспертизе-важную роль играет вербальное общение с представителями педагогического коллектива учреждения, то необходимо обращать внимание и на коммуникативную компетентность эксперта (поскольку речь идет не об аккредитации учреждения, а об экспертизе педагогической, воспитательной деятельности учреждения, где эксперт выполняет консультативно-развивающую функцию).
Эксперт - это компетентный специалист. Соответственно возникает вопрос о критериях данной компетенции. Оптимальным вариантом является
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Нестеров, А. В. Основы экспертной деятельности : учеб. пособие / А. В. Нестеров ; Гос. ун-т - Высшая шк. экономики. - М. : Изд. дом Гос. ун-та высш. шк. экономики, 2009. - 167, [1] с.
2. Бебенина Е.В. Общественно – профессиональная экспертиза качества образовательного процесса как основа для принятия управленческих решений // Ценности и смыслы. 2011. № 6. С. 85-107.
3. Данилина Е.И., Савочкина Т.С. Проектирование системы оценка качества образовательных процессов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 10-1. С. 75-77.
4. Карамнов А.С. Методика экспертной оценки языка учебных пособий на основе корпусного подхода: Автореф. … к.п.н. – Тамбов, 2015
5. Ковров В.В., Оганесян Н.Т. Экспертиза воспитательной деятельности педагога по профилактике насилия в школе// Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2013. № 2 (3). С. 6-12.
6. Максимова О. А. Модель и технология комплексной экспертизы качества тестовых материалов для системы профессионального образования: Автореф. … к.п.н. – Москва ,2010
7. Обручникова А.А. Экспертиза образовательных услуг в процессе их организационно – педагогического проектирования// Педагогическое образование и наука. 2011. № 10. С. 19-24.
8. Эрдынеева К.Г. Образовательная среда вуза как объект гуманитарной экспертизы // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 1. С. 82-90.