Фрагмент для ознакомления
2
1. Осознание собственных достоинств и недостатков, способствующих профессиональному са-моопределению
Профессиональное самоопределение – личный выбор человека в приобретении профессии и реализации себя на рынке труда [4].
Самоопределение реализуется при тщательном анализе личных интересов, способностей, та-лантов и наклонностей.
Профессиональное самоопределение очень связано с жизненным самоопределением лично-сти, так как непосредственно влияет на качество жизни человека, его самореализацию, чувство собственного достоинства и значимости [7].
Многие молодые люди не могут определиться, чем бы им хотелось заниматься в жизни, какую профессию выбрать. В принципе, о какой осознанности выбора можно говорить в 16-17 лет. По-этому на помощь должны прийти родители и психологи, которые с помощью опросника или те-стов могут определить тип личности. И таким образом, хотя бы направить в нужном направле-нии. Необходимо предоставить человеку необходимую информацию о разных профессиях, условиях труда, где их можно приобрести, их актуальность и престижность [3].
Выбор профессии — это критический момент в жизни человека, который разрывает человека между индивидуальными и социальными потребностями, между желаемым и необходимым обществу.
Существуют понятия профориентации и профконсультации, которые помогают человеку в про-цессе профессионального самоопределения. В профориентации традиционно выделяются сле-дующие направления: профинформация, профагитация, профпросвещение, профдиагностика (профотбор, профподбор) и профконсультация. Эти методы направлены на школьников, подро-стающее поколение. Профессиональное самоопределение ближе к самоориентированию.
Профессиональное самоопределение личности – это понятие более конкретное, его можно оформить официально (диплом); личностное самоопределение – это более сложный процесс, который зависит от самого человека, желания саморазвиваться.
На протяжении всей жизни человек вынужден совершать множество профессиональных выбо-ров, периодически менять работу и сферу деятельности [6].
В 20-е годы акцент делался лишь на трудоустройстве, в 40-е годы началась эпоха определения профессиональной пригодности с помощью тестов. С начала 70-х годов стали воспитывать в мо-лодежи способность самим делать свой выбор. Но тестомания продолжается до сегодняшнего дня. Это связано с низкой психологической культурой многих стран и устоявшимся мнением ра-ботодателей, что тестирование является объективным научным методом.
Несомненно, что более правильным будет подход к каждой личности индивидуально. Это даст возможность более глубоко проанализировать его способности, наклонности, стремления к са-мопознанию.
Чтобы помочь человеку самоопределиться с выбором профессии, необходимо:
1. Предоставить необходимую информацию о разнообразии профессий, где их можно при-обрести и в чем они заключаются;
2. Помочь проанализировать всю эту информацию и определиться, что больше всего под-ходит по способностям и желаниям личности;
3. Морально поддержать в выборе и помочь принять окончательное решение.
Главная цель профессионального самоопределения — сформировать готовность самостоятель-но и осознанно планировать свое будущее, реализовать перспективы своего развития.
Проблема профессионального самоопределения личности
Проблема с выбором профессии заключается в том, что мир постоянно меняется. Человек нахо-дится в дезориентации, какие профессии актуальны на сегодняшний день и с кого же брать при-мер и на что ориентироваться. Профессии рассматриваются как средство построения карьеры и успеха. В этом случае необходимо рассматривать не только успех, но и моральную цену такого успеха [2].
С падением моральным устоев многие забывают о важности таких понятий, как совесть, чувство собственного достоинства, смысл жизни при профессиональном самоопределении.
Профессиональное самоопределение невозможно без саморазвития личности. Самореализация и самоактуализация неразрывно связаны с трудовой деятельностью. Например, А.Маслоу счита-ет, что самоактуализация человека проявляется «через увлеченность значимой работой».
Самоопределение помогает не только самореализации, но и расширяет возможности и способ-ности человека. При самоопределении очень важно научиться человеку выходить за рамки са-мого себя и находить смысл в каждом совершаемом деле и в жизни в целом [6].
Если к каждому делу в своей жизни подходить творчески, то человек способен сам создавать смысл жизни, а не искать его. Ведь смысл жизни для каждого индивидуума свой, собственный.
Выделяют такие факторы при выборе профессии, которые предполагают учет своих способно-стей, интересов, престижности профессии, информированности о ней. А также позиции родите-лей, друзей в отношении конкретной профессии и естественно, востребованности на рынке тру-да.
А. И. Зеличенко и А. Г. Шмелев выделили систему внешних и внутренних мотивационных факто-ров труда.
К внешним факторам относятся:
• Рекомендации, советы со стороны;
• Примеры из окружения, а также престиж;
• Стереотипы разных социальных ролей.
Внутренние мотивационные факторы:
• Личная оценка труда и процесс труда (привлекательность, разнообразность деятельно-сти, трудоемкость, возможность развития и т.д.)
• Условия труда (близость месторасположения или необходимость в коммандировках, са-мостоятельность или подчинненость, свободный или ограниченный график )
• Анализ возможностей участия в общественной деятельности, создании материального благополучия, отдыха, сохранении здоровья.
Многие типологии давно устарели и не соответствуют реальности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Артюхова, И.С. Проблема выбора профиля обучения в старшей школе // Педагогика. - 2004. - №2. - С. 28-33.
2. Ажгихина Н. Гендерные стереотипы в современных масс-медиа // Гендерные исследования. - 2000. - № 5. - С.261-273.
3. Антология гендерной теории. Сб. пер. / Сост. и комментарии Е.И. Гаповой и А.Р. Усмановой. - Минск: Пропилеи, 2000. - 384 с.
4. Араканцева Т.А., Дубовская Е.М. Полоролевые представления современных подростков как действенный фактор их самооценки // Мир психологии. - 1999. - №3. - С.147-154.
5. Бендас Т.В. Гендерная психология. Учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2005. - 431с.
6. Бендас Т.В. Гендерные исследования лидерства // Вопросы психологии. - 2000. - №1. - С.87-94.
7. Батаршев, А.В. Тестирование: Основной инструментарий практического психолога: учеб. по-собие - М.: Дело, 2001. - 240 с.