Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Одним из ведущих принципов современного дошкольного образования является принцип
развивающего обучения. Становление начальных математических знаний и умений стимулирует
всестороннее развитие малышей, формирует абстрактное мышление и логику, совершенствует
внимание, память и речь, что позволит ребёнку активно познавать и осваивать окружающий мир.
Занимательное путешествие в страну геометрических фигур и арифметических задач станет
прекрасным подспорьем в воспитании таких качеств, как любознательность, целеустремлённость
и организованность.
1. Освоения азов математики для разных групп детского сада
1.1.Цели и задачи
3
Арифметика является фундаментом, на котором строится способность правильно воспринимать
действительность, и создаёт основу для развития ума и сообразительности в отношении
практических вопросов.
И. Песталоцци
Цели формирования элементарных математических представлений (ФЭМП):
• освоение детьми понимания количественных соотношений предметов;
• овладение конкретными приёмами в умственной сфере (анализ, синтез, сравнение,
систематизация, обобщение);
• стимулирование развития самостоятельного и нестандартного мышления, что будет
способствовать развитию интеллектуальной культуры в целом.
1.2.Педагогические приемы
Рассмотрим педагогические приемы, которые используют при работес детьми в младшей группе.
Они бывают:
1. Наглядные (образец, показ, демонстрация иллюстративного материала, видеофильмов,
мультимедийных презентаций):
В работе с младшими дошкольниками многократный показ с параллельной демонстрацией
наглядного материала и проговариванием алгоритма действий обычно используется как образец
нового способа действия. Если дети уже усвоили навык, в дальнейшем можно ограничиваться
только словесными инструкциями, например: «Посмотрите, сколько гаражей нарисовано в
верхнем ряду? Поставьте под каждый гараж по машинке в нижнем ряду».
2.Словесные (пояснения, вопросы, инструкции, комментарии):
Объяснение нового материала проводится в умеренном темпе, пояснения должны быть
максимально чёткими, конкретными и понятными. Слова произносятся с интонационной
выразительность, которая помогает акцентировать внимание детей на важных моментах. Новые
понятия проговариваются хором. Для более глубокого осознания действий малышам
предлагается рассказывать, что и как они делают. Задавая вопрос, педагог начинает
проговаривать фразу, а ребёнок продолжает и заканчивает ответ.
2. Планирование и проведение занятия по математике
3.
Занятие по математике проводится один раз в неделю, продолжительность зависит от возраста
детей:
• 10–15 минут в младшей группе;
• 20 минут в средней;
• 25–30 в старшей и подготовительной.
4
Во время занятий активно практикуются как коллективные, так и индивидуальные формы работы.
Индивидуальный формат предполагает выполнение упражнений возле демонстрационной доски
или у рабочего стола педагога.
Индивидуальные упражнения наряду с коллективными формами обучения помогают решить
задачи усвоения, закрепления знаний и умений. Кроме того, индивидуальные упражнения играют
роль показа образца для коллективного исполнения. Оптимальный вариант организации и
проведения занятий по математике предполагает разделение детей на подгруппы с учётом
разных интеллектуальных возможностей. Такой подход будет способствовать повышению
качественного уровня обучения и создаст необходимые условия для реализации
индивидуального подхода и рационального дозирования умственной и психологической
нагрузки.
2.1.Диагностика математического развития дошкольников
Диагностика математического развития — исследование, которое помогает выявить степень
соответствия реальных знаний и умений детей программным целям и задачам ФЭМП. Полученная
информация позволяет сделать полезные выводы и выбрать наиболее эффективную технологию
достижения высокого результата, а также скорректировать дальнейшую педагогическую
стратегию работы. Материал для исследования обычно включает игровые письменные и устные
задания, вопросы для беседы, аналогичные тем, что рассматривались на занятиях.
2.2.Структура и конспект занятия
Организация и структура дидактической игры в группе раннего возраста
Организация игры включает в себя:
• подготовку к проведению;
• непосредственно игровую деятельность;
• анализ.
При подготовке игры воспитатель должен:
• отобрать её, руководствуясь поставленными целями и задачами;
• выбрать удобное место и время (во время организованной образовательной
деятельности, прогулки, утреннего приёма) для игры;
• определить количество участников;
• подготовить материал, оборудование;
• обдумать ход игры, методы руководства ею (показ, объяснение);
• провести предварительную работу с детьми.
Временной план игры
Проведение дидактической игры проходит по таким этапам:
5
1. Вступительная часть (1–2 мин). Детям сообщают кратко содержание игры и показывают
дидактический материал, который будет в ней использован.
2. Основная часть (6–7 мин).
1. Сообщение игровой задачи и правил игры. Для самых маленьких правила предельно
просты, и их объяснение не занимает много времени. Если не все дети поняли правила сразу,
воспитатель снова поясняет их в ходе выполнения действий.
2. Показ игровых действий. Он должен быть чётким, понятным, может повторяться в
процессе игры.
3. Выполнение игровых действий детьми при непосредственном контроле и участии
педагога, который не только добивается взаимодействия малыша со взрослым, но и направляет
детей на взаимодействие со сверстниками.
3. Подведение итогов (1–2 мин). Воспитатель поощряет всех участников, сообщает, что
игровая задача достигнута, старается вызвать положительный отклик воспитанников на результат
игры.
3.Примеры дидактических игр
Приведем пример нескольких дидактических игр для младшей группы.
Дидактические игры:
«Маленький, большой».
Цель. Учить детей различать предметы по величине; формировать представления об
относительной величине предметов. Научить располагать в порядке убывания величины тричетыре предмета. Учить расчленять изображение предмета на составные части и воссоздавать
сложную форму из частей.
Оборудование. Карточки с изображением большого предмета, предметы маленького размера
(целые, части большого предмета.
Ход игры.
Воспитатель раскладывает большие карточки, дает ребенку по одному предмету маленького
размера. Ребенок должен не просто узнать предмет, а соотнести изображения предметов по
величине. После этого закрепляется результат в слове «большой», «маленький».
«Разложи фигуры в домики».
Цель: развивать зрительное восприятие формы плоскостных фигур;
формировать умение различать и правильно называть некоторые геометрические фигуры,
сравнивать их по величине; закреплять знания цветов.
Заключение
6
На занятиях по математике в детском саду воспитатели целенаправленно работают над
формированием у детей первичных представлений о количестве, величине и пространственном
расположении предметов. От того, насколько продуктивны их педагогические усилия, зависит
дальнейшее умственное развитие ребят, успешное овладение знаниями в школе. Формирование
математических представлений — важное условие качественной интеллектуальной подготовки
детей к школьной жизни.
Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. В процессе игровой деятельности
происходит познание окружающего мира.
Основные задачи дидактических игр вытекают из их содержания, то есть зависят от вида игры.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1.Борисенко, М. Г. В помощь маленькому мыслителю. Развитие элементарных математических
представлений. Для детей от 0 до 3 лет / М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина. - М.: Паритет, 2014. - 128 c.
2. Габийе, Анник Большая книга математических упражнений для дошкольников / Анник Габийе. -
М.: Эксмо, 2016. - 499 c.
3. Грин, Д. Математические методы анализа алгоритмов / Д. Грин, Д. Кнут. - М.: [не указано], 2014.
- 527 c.
4. Гуц, А.К. Математическая логика и теория алгоритмов / А.К. Гуц. - М.: [не указано], 2016. - 581 c.
5. Егорычев, Г.П. Интегральное представление и вычисление комбинаторных сумм / Г.П. Егорычев.
- М.: [не указано], 2013. - 266 c.
6. Ершов, Ю.Л. Математическая логика / Ю.Л. Ершов, Е.А. Палютин. - М.: [не указано], 2011. - 894 c.
7. Ирина, Пономарева Занятия по формированию элементарных математических представлений в
средней группе детского сада / Пономарева Ирина. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 911 c.
8. Истомина, Н. Б. Готовимся к школе. Математическая подготовка детей старшего дошкольного
возраста. Тетрадь для дошкольников. В 2 частях. Часть 1 / Н.Б. Истомина. - М.: Ассоциация XXI век,
2015. - 451 c.
9. Истомина, Н. Б. Готовимся к школе. Математическая подготовка детей старшего дошкольного
возраста. Тетрадь для дошкольников. В 2 частях. Часть 2 / Н.Б. Истомина. - М.: Ассоциация XXI век,
2015. - 929 c.
10. Клини, С. Математическая логика / С. Клини. - М.: [не указано], 2011. - 826 c.
11. Колесникова, Е. В. Математические ступеньки. Программа развития математических
представлений у дошкольников / Е.В. Колесникова. - М.: Сфера, 2015. - 112 c.