Фрагмент для ознакомления
2
Введение
О воспитании написаны сотни книг на всех существующих языках мира. Ему
посвящали свои труды величайшие ученые мужи всех периодов и столетий.
Еще бы, дело-то не шуточное. Цель воспитания всегда зависела от того, чего
ждало от человека общество: гражданина, глубоко верующего человека,
послушное робкое дитя или сурового воина. Результат почти всегда
оправдывал ожидания — воспитательный процесс с лихвой влиял на
формирование личности.
Система воспитания так же, как и другие сферы жизни, сейчас все более
подвергается влиянию глобальной информатизации, другим процессам,
происходящим в разобщающемся обществе. Традиционная система
воспитания во многом отходит в прошлое, берутся на вооружение новые
образовательные методы, строятся новые теоретические основы.
1.Факторы развития личности
3
В современном мире на развитие личности влияет различные факторы.
Сказать, что какой-то из них влияет в большей или меньшей степени –
сложно. Генетика – фактор природный. Еще не рожденный малыш уже имеет
темперамент, предпосылки к определенных способностей, наследует от
родителей черты характера. На генетическом уровне передаются
определенные знания, накопленные народом (генетическая память). Но
одной только наследственности с врожденными способностями мало, чтобы
стать личностью. Вспомните истории детей-найденышей, которых вырастили
животные. Несмотря на то, что они были людьми, все навыки и умения дети
переняли у животных. Даже оказавшись потом среди людей,
демонстрировали заметное отставание от сверстников, Это доказывает то,
что огромную роль играет среда обитания. Под средой мы понимаем
жизненные условия и обстоятельства.
• Среда может быть:
• Домашняя (семья, дом, близкие);
• Географическая (страна, город, народ, народная культура);
• Социальная.
На развитие влияет не все, с чем сталкивается человек, а лишь то, что он
активно усваивает. Для каждой личности ситуация развития индивидуальна.
Воспитывающий эффект дает не внешний воспитывающий раздражитель, а
его личное восприятие.
2.Гуманистическая система воспитания
Современная педагогика провозглашает условием эффективного воспитания
осознанное участие детей в деле своего становления. Объект воспитания
переходит в разряд субъекта. Собственная активность ребенка становится
одним из факторов процесса, воспитатель лишь помогает и направляет, давая
воспитаннику возможность самостоятельного выбора, способствуя
одновременно его индивидуальному развитию.
Гуманистическая система предполагает внимательное, уважительное
отношение к детям, терпимость к их мнению, заботу о психологическом
комфорте. Необходимо, чтобы молодые люди чувствовали себя нужными,
защищенными.
Родители и учителя обязательно опираются на национально-культурные
традиции, учитывают возраст, уровень развития воспитанников, их
привычки, половые, природные особенности.
4
Гуманистическая педагогика подразумевает такое воспитание, которое
реализует идеи гуманистической философии и психологии, то есть
всестороннее развитие личности, своих потенциальных возможностей,
интересов и потребностей; формирование способности к осознанному и
ответственному выбору значимых для личности знаний, привычек,
поведения, поступков в разных жизненных обстоятельствах. Так же отражает
систему взглядов, согласно которым человек, воспринимая личность
представляет собой высшую ценность, имеющую право на существование,
счастье, достойную жизнь.
2. Демократический метод воспитания школьников
Демократический метод - это здоровая, сбалансированная схема-проект для
руководства и развития. Он обеспечивает возможности для здорового
испытания и исследования - но в рамках четких ограничений, необходимых,
чтобы направлять выбор действий и обучение.
Демократичный метод воспитания ставит в центре всего воспитательного
процесса школьника. Данный стиль воспитания подразумевает разумные
требования и высокую отзывчивость родителей. Демократичные родители
могут иметь высокие ожидания от своих детей, но при этом они
предоставляют им ресурсы и поддержку, которые необходимы для успеха в
жизни.
Демократичные родители прислушиваются к своим детям и демонстрируют
им свою любовь и поддержку, при этом устанавливая ограничения и правила.
Дети, которых воспитывают в демократичном стиле, как правило, обладают
сильными навыками саморегуляции, уверенностью в себе и в будущем
способны строить счастливые отношения. Исследования психологов
показывают, что, даже придерживаясь демократичного стиля воспитания,
родители должны быть гибкими и учитывать цели, которые они ставят перед
ребенком, а также особенности его характера.
4.Методы воспитания личности
Самым оптимальным сейчас представляется комплексный подход к
воспитательному процессу, подразумевающий следующие методы:
• направленные на организацию деятельности, способствующие
наработке опыта поведения в обществе;
• формирующие сознание;
• стимулирующие поведение.
5
В основном они служат для передачи личности знаний о происходящих
вокруг явлениях. Главная отличительная особенность этих методов – их
вербальность. Слово, которое обращается непосредственно к сознанию,
действует точно и тонко, оно в большинстве случаев способно подтолкнуть
воспитанника к размышлению, оценке своих поступков. Но в отрыве от
других методов малоэффективно и не формирует устойчивых убеждений.
Знания, поступки, эмоции ребенка между собой тесно связаны, воспитатель
через них может влиять на личность, смещать акценты воздействия,
добиваясь определенных целей. Но лишь в комплексе все меры будут
действенными.
При выборе методов опытные учителя беспокоятся об их соответствии:
• принципам обучения;
• поставленным целям;
• содержанию задачи;
• возможностям учащихся и учителей;
• условиям момента.
Заключение
Таким образом, под методами воспитания следует понимать совокупность
специфических способов и приемов воспитательной работы, которые
используются в процессе формирования личностных качеств для развития
потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся, для выработки
навыков и привычек поведения, а также для коррекции и совершенствования.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы:
1. Гаврилин А.В. Управление школой как воспитательной системой.
Владимир, 1993.
2. Гликман, И.З. Воспитатика. В 2-х ч. Ч.1. Теория и методика воспитания
/ И.З. Гликман. - М.: НИИ школьных технологий, 2009. - 168 c.
3. Емельянова, И.Н. Теория и методика воспитания / И.Н. Емельянова. -
М.: Academia, 2016. - 176 c
4. Землянская, Е.Н. Теория и методика воспитания младших школьников:
Учебник и практикум для академического бакалавриата / Е.Н. Землянская. -
Люберцы: Юрайт, 2015. - 507 c.
6
5. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие. М.,
2003.
6. Методика обучения и воспитания младших школьников: Учебник / Под
ред. Баранова С.П.. - М.: Academia, 2018. - 736 c.
7. Селиванов, В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика
воспитания: Учебное пособие / В.С. Селиванов. - М.: Академия, 2016. - 320 c.
8. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед.
учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А.
Сластенина. М., Издательский центр "Академия", 2002.
9. Шамова Т.И., Шибанова Г.Н. Воспитательная системы школы:
сущность, содержание, управление. Учебное пособие. М., 2003.
10. Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые
технологии. М., 1998.