Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы. Под государством понимают такую организацию политической власти, которая позволяет осуществлять управление социумом на вверенной территории, обеспечивать на ней порядок и стабильность.
Рассматривая его с политологической точки зрения, государство является уникальной организацией, которая имеет ряд характерных для нее признаков, атрибутов, функций, не имеющих аналогов.
Ученые, которые занимаются проблемами государства и права, выделяют несколько основных признаков, которые присущи правовому государству, одним из основных является суверенитет.
Под суверенитетом понимают наивысшую, неограниченную власть государства по отношению ко всем лицам и организациям, которые действуют на территории данного государства. Также многие ученые добавляют к данному определения и/или ставят в его основу независимость, то есть возможность вести свои внутренние дела и проводить внешнюю политику независимо от других государств и иных политически активных субъектов.
Объектом исследования является суверенитет как признак государства. Предмет исследования – представления о суверенитете государства в политических теориях.
Цель работы – характеристика развития взглядов на суверенитет как признак государства в Новое и Новейшее время.
В соответствии с целью предусмотрены исследовательские задачи:
1. Анализ основных государственной-правовых теорий суверенитета (Ж.-Ж. Руссо, Дж.Остин, Г.Еллинек).
2. Характеристика современных представлений о суверенитете государства.
Глава 1. Основные представления о внешнем и внутреннем суверенитете в Новое время
1.1.Понятие о суверенитете в век Просвещения
Суверенитет как качественная категория политико-правовой науки, в своем развитии, как мы уже указывали ранее, проходит несколько этапов, в новое и новейшее время.
Очередной этап эволюции представлений о государственном суверенитете связан с трансформацией абсолютистской интерпретации в политико-правовые концепции народного и национального суверенитета.
Истоки доктрины народного суверенитета усматриваются в трудах ж-ж. Руссо, где предназначение государства - выражение и реализация всенародных интересов. В таком государстве суверенитет должен принадлежать не суверену- монарху, а суверену-народу. рассматривая суверенитет как «общую волю» народа, Руссо, выделяет три составляющие народного суверенитета: 1) неотчуждаемость, 2) неделимость, 3) верховенство. Исходя из этих свойств суверенитета Руссо выводил положение о том, что «суверен может действовать, лишь когда народ в собрании», и поэтому не только абсолютная монархия является ущемлением народного суверенитета, но и верховная власть парламента. так, например, по мнению Руссо, английский народ «свободен только во время выборов членов парламента; как только они выбраны, он становится рабом, он - ничто» .
Эти идеи почти в чистом виде нашли свое юридическое воплощение в якобинской Декларации прав человека и гражданина. В ст. 25 документа провозглашалось, что «суверенитет зиждется в народе; он един, неделим, не погашается давностью и неотчуждаем». Под «суверенным народом» в Конституции 1793 года (в которую вошла Декларация) понималась «совокупность всех французских граждан» (ст. 7). Реализация суверенитета предполагалась, во-первых, при помощи непосредственного избрания народных представителей (ст. 8). во-вторых, посредством поручений выборщикам избирать органы управления, общественных третейских посредников и судей (ст. 9). в-третьих, обсуждением и постановлением народом законов (ст. 10) таким образом, предполагалось участие всего населения страны в осуществлении государственного управления.
Якобинская конституция нормативно закрепила наиболее радикальный вариант воплощения политико-правовых воззрений Руссо на проблему народовластия. вместе с тем, как точно заметили авторы монографии «Суверенитет в науке конституционного права», «понятия «народ» и «общая воля» в том значении, какое придавал им Руссо, не могли быть работающими категориями» Но, несмотря на то, что идея народного суверенитета так и не была реализована на практике, она была прогрессивным, опережающим свою эпоху явлением. Принцип народного суверенитета в различных формах закреплен сегодня в конституциях большинства государств мира, чем подчеркивается их демократическая ориентация. в отечественной теории государства и права под народным суверенитетом понимается «верховенство и полновластие народа в общественной жизни».
Таким образом, Жан-Жак Руссо как представитель радикально-демократического направления политико-правовой мысли, обосновывал и отстаивал идеи социальной справедливости, равенства, гражданской этики. Стержнем политической теории мыслителя выступает его учение о народном суверенитете, как основополагаюВведение
Актуальность темы работы. Под государством понимают такую организацию политической власти, которая позволяет осуществлять управление социумом на вверенной территории, обеспечивать на ней порядок и стабильность.
Рассматривая его с политологической точки зрения, государство является уникальной организацией, которая имеет ряд характерных для нее признаков, атрибутов, функций, не имеющих аналогов.
Ученые, которые занимаются проблемами государства и права, выделяют несколько основных признаков, которые присущи правовому государству, одним из основных является суверенитет.
Под суверенитетом понимают наивысшую, неограниченную власть государства по отношению ко всем лицам и организациям, которые действуют на территории данного государства. Также многие ученые добавляют к данному определения и/или ставят в его основу независимость, то есть возможность вести свои внутренние дела и проводить внешнюю политику независимо от других государств и иных политически активных субъектов.
Объектом исследования является суверенитет как признак государства. Предмет исследования – представления о суверенитете государства в политических теориях.
Цель работы – характеристика развития взглядов на суверенитет как признак государства в Новое и Новейшее время.
В соответствии с целью предусмотрены исследовательские задачи:
1. Анализ основных государственной-правовых теорий суверенитета (Ж.-Ж. Руссо, Дж.Остин, Г.Еллинек).
2. Характеристика современных представлений о суверенитете государства.
Глава 1. Основные представления о внешнем и внутреннем суверенитете в Новое время
1.1.Понятие о суверенитете в век Просвещения
Суверенитет как качественная категория политико-правовой науки, в своем развитии, как мы уже указывали ранее, проходит несколько этапов, в новое и новейшее время.
Очередной этап эволюции представлений о государственном суверенитете связан с трансформацией абсолютистской интерпретации в политико-правовые концепции народного и национального суверенитета.
Истоки доктрины народного суверенитета усматриваются в трудах ж-ж. Руссо, где предназначение государства - выражение и реализация всенародных интересов. В таком государстве суверенитет должен принадлежать не суверену- монарху, а суверену-народу. рассматривая суверенитет как «общую волю» народа, Руссо, выделяет три составляющие народного суверенитета: 1) неотчуждаемость, 2) неделимость, 3) верховенство. Исходя из этих свойств суверенитета Руссо выводил положение о том, что «суверен может действовать, лишь когда народ в собрании», и поэтому не только абсолютная монархия является ущемлением народного суверенитета, но и верховная власть парламента. так, например, по мнению Руссо, английский народ «свободен только во время выборов членов парламента; как только они выбраны, он становится рабом, он - ничто» .
Эти идеи почти в чистом виде нашли свое юридическое воплощение в якобинской Декларации прав человека и гражданина. В ст. 25 документа провозглашалось, что «суверенитет зиждется в народе; он един, неделим, не погашается давностью и неотчуждаем». Под «суверенным народом» в Конституции 1793 года (в которую вошла Декларация) понималась «совокупность всех французских граждан» (ст. 7). Реализация суверенитета предполагалась, во-первых, при помощи непосредственного избрания народных представителей (ст. 8). во-вторых, посредством поручений выборщикам избирать органы управления, общественных третейских посредников и судей (ст. 9). в-третьих, обсуждением и постановлением народом законов (ст. 10) таким образом, предполагалось участие всего населения страны в осуществлении государственного управления.
Якобинская конституция нормативно закрепила наиболее радикальный вариант воплощения политико-правовых воззрений Руссо на проблему народовластия. вместе с тем, как точно заметили авторы монографии «Суверенитет в науке конституционного права», «понятия «народ» и «общая воля» в том значении, какое придавал им Руссо, не могли быть работающими категориями» Но, несмотря на то, что идея народного суверенитета так и не была реализована на практике, она была прогрессивным, опережающим свою эпоху явлением. Принцип народного суверенитета в различных формах закреплен сегодня в конституциях большинства государств мира, чем подчеркивается их демократическая ориентация. в отечественной теории государства и права под народным суверенитетом понимается «верховенство и полновластие народа в общественной жизни».
Таким образом, Жан-Жак Руссо как представитель радикально-демократического направления политико-правовой мысли, обосновывал и отстаивал идеи социальной справедливости, равенства, гражданской этики. Стержнем политической теории мыслителя выступает его учение о народном суверенитете, как основополагающем принципе республиканского строя. Наибольшую известность получили такие труды мыслителя, как «Рассуждение о происхождении и основания неравенства между людьми» (1754 г.) и «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1762 г.).
Политическая концепция и теоретические идеи великого французского мыслителя оказали существенное воздействие на общественное сознание в ем принципе республиканского строя. Наибольшую известность получили такие труды мыслителя, как «Рассуждение о происхождении и основания неравенства между людьми» (1754 г.) и «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1762 г.).
Политическая концепция и теоретические идеи великого французского мыслителя оказали существенное воздействие на общественное сознание в
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ).
2. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 18.10.1999, № 42, ст. 5005.
Специальная литература
3. Длугач Т.Б. Подвиг здравого смысла, или Рождение идеи суверенной личности (Гольбах, Гельвеций, Руссо). М.: «Канон» РООИ «Реабилитация», 2008. 336 с.
4. Еллинек Г. Общее учение о государстве / Вступ. ст. И.Ю. Козлихина. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. – 255 с.
5. Руссо, Ж. Ж. Об общественном договоре, или Принципы политического права // Об общественном договоре. Трактаты. - М.: КАНОН-пресс, Кучково поле, 1998. - С. 195-322.
6. Фролова Н.А. Политические и правовые учения зарубежных стран: история и современность: Учебное пособие / Под ред. Н.М. Чистякова. - М.: Орбита-М, 2011. - 160 с.