Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ АППЛИКАЦИИ КОЛЛАЖЕЙ 6
1.1. Понятие «творчество» и «творческие способности» в научной литературе 6
1.2. Аппликация как вид изобразительной деятельности, ее виды, технические средства, значение для развития ребенка 13
Выводы по 1 главе 17
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ АППЛИКАЦИИ КОЛЛАЖЕЙ 18
2.1. Сравнительный анализ программ по изобразительному искусству в начальных классах 18
2.2. Разработка серии уроков и демонстрационных таблиц, направленных на развитие творческих способностей у младших школьников в процессе создания аппликации коллажей 23
Выводы по 2 главе 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………..……...32
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность развития творческих способностей младших школьников на социально-педагогическом уровне определяется поиском новых способов организации изобразительной деятельности как деятельности, соответствующей целям возрастного развития. Введенный в действие в 2014 г. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) одной из обязательных задач образования считает поддержку творческого потенциала и развитие у воспитанника творческих способностей.
Теоретический анализ работ позволяет сделать вывод о том, что научные исследования таких известных ученых как Л.А. Венгер, В.Н. Дружинин, О.М. Дьяченко и др. убедительно доказывают, что младший школьный возраст сензитивен для развития творческих способностей. В связи с этим поиск путей и средств творческого развития младших школьника становится актуальной и востребованной проблемой.
Научное обоснование проблемы развития творческих способностей в различных видах изобразительной деятельности сформулировано такими специалистами общей возрастной и педагогической психологии как Л.С. Выготский, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.
Однако мы полагаем, что результативное развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности в современных условиях требует продолжения исследования по проблеме, что предполагает актуальность исследования на научно-теоретическом уровне.
Противоречия: Необходимость рассмотрения проблемы развития творческих способностей у младших школьников в процессе создания аппликации коллажей обусловлено рядом противоречий:
- между обширным использованием средств изобразительной деятельности в педагогическом процессе и несоблюдением определенных условий, таких как обращение к разнообразным техникам, вариативность тем и постепенное усложнение материала, основанное на учете зоны актуального развития ребенка;
- между современными требованиями к учителю изобразительной деятельности и недостаточной его подготовкой в области создания аппликации коллажей с учащимися;
- между потребностью школьников к созданию аппликации коллажей и недостаточным владением образным языком (средствами художественной выразительности).
Проблема исследования: определяется необходимостью поиска эффективных путей развития творческих способностей у младших школьников в процессе создания аппликации коллажей.
Объект исследования: процесс развития творчества младших школьников.
Предмет исследования: создание аппликации коллажей как средства развития творчества у детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплект технологических карт уроков по созданию аппликации коллажей как средства развития творчества у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие «творчество», «творческие способности» и особенности их развития.
2. Изучить аппликацию как вид изобразительной деятельности, ее значение для развития ребенка.
3. Разработать комплект технологических карт уроков по созданию аппликации коллажей как средства развития творчества у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что использование комплекта технологических карт уроков по созданию аппликации коллажей обеспечит стимулирование уровня творческого развития у детей младшего школьного возраста.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы по проблеме исследования; изучение педагогического опыта.
Теоретическая основа исследования:
- психолого-педагогические исследования (направленные на изучение творческих способностей младших школьников (Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, Е.П. Ильин, В.А. Крутецкий, А.Н. Лук, Е.И. Николаева);
- работы педагогов-художников, изучающие особенности аппликации как средства развития творческих способностей младших школьников (С.А. Друшлякова, Г.В. Куликова, А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева, К. Митителло).
Структура курсовой работы: курсовая работа включает в себя введение, две главы, структурированные на параграфы, заключение, список литературы и приложение.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ АППЛИКАЦИИ КОЛЛАЖЕЙ
1.1. Понятие «творчество» и «творческие способности» в научной литературе
Наивысшей формой самодеятельности и активности человека является творчество.
Проанализировав психологическую, педагогическую и философскую научную литературу (Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, М.С. Кагана, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.И. Фельдштейна, Б.Д. Эльконина и пр.) мы можем прийти к выводу о том, что творчество – это деятельность, с помощью которой происходит создание новых ценностей.
С позиции философской науки (например, Дьюи), творчество – это изобретательство, целью которого выступает решение задач, которые ставятся определенными ситуациями [35].
Творчество – это деятельность, создающая что-то новое, никогда прежде не существовавшее.
По мнению Шеллинга, под творчеством следует понимать высшую форму деятельности человека.
Такие философы, как Г. Гельмгольц, У. Кеннон и А. Пуанкаре, в своих трудах говорили о наличии целого комплекса стадий творческого процесса, перехода от возникновения замысла к моменту (который невозможно предугадать), когда в человеческом сознании происходит зарождение новой идеи [9].
Обобщая философский взгляд на проблему творчества, мы можем говорить, что под ним следует понимать деятельность, итог которой – это сотворение новых, самобытных и совершенных ценностей (духовных и материальных), которые обладают объективной значимостью.
По мнению Л.С. Выготского [7], творческая деятельность – это такая деятельность, в процессе которой мы создаем что-то новое. Автор утверждал, что на протяжении всей нашей повседневной жизни, творчество является обязательным условием существования, а все то, что выходит за границы рутины и в чем есть хоть доля нового, своим происхождением обязано творческому процессу.
Отталкиваясь от данного утверждения, мы можем перейти к вопросу обучения творчеству. Большинство ученых сходятся во мнение, что творчеству можно обучить всех, а лучше всего начинать эту работу в младшем школьном возрасте. Так, знаменитый российский дидакт И.Я. Лернер [24] в своих научных работах доказывает, что в том числе и слабоуспевающие дети способны мыслить творчески, что позволит им добиться успеха в обучении, в том случае, если научить их отдельным приемам нестереотипного мышления. Подобные приемы, или как назвал их И.Я. Лернер [24] – процессуальные черты творческой личности, являются общими, как для прикладного, так и для научного творчества.
Опираясь на суждения И.Я. Лернера [24], мы можем сформулировать, необходимы для творческой деятельности, черты:
- процесс творчества подразумевает самостоятельный перенос умений и знаний в новую ситуацию;
- творческая деятельность предполагает способность увидеть новые функции уже известного объекта.
- творческая деятельность подразумевает способность видеть новые проблемы в уже известных ситуациях. В своей работе И.Я. Лернер [24] указывает на то, что подавляющее большинство учеников в ходе уроков совершенно не задают вопросов. В тех случаях, когда педагог не провоцирует их к этому, происходит заглушение умения увидеть проблему, что является одной из основополагающих параметром творческой личности
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности : основы педагогики творчества / В.И. Андреев. – Казань : Казанский университет, 2018. – 238 с.
2. Асмарян, К.Ж. Рисование, лепка, аппликация, композиция в развитии художественного мышления детей / К.Ж. Асмарян // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2017. – № 4. – С. 66–68.
3. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. – М. : Академия, 2012. – 320 с.
4. Винокурова, Н.К. Управление процессом развития творческих способностей школьников / Н.К. Винокурова // Завуч. – 2018. – № 4. – С. 18–37.
5. Волков, Б.С. Младший школьник : Как помочь ему учиться / Б.С. Волков. – М. : Академический Проект, 2014. – 142 с.
6. Волынкина, Н.В. Психолого-педагогические условия развития творческой личности в контексте современной социополикультурной среды / Н.В. Волынкина // Философия образования. – 2011. – № 2 (35). – С. 86–93.
7. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – СПб. : Союз, 2017. – 342 с.
8. Гладилина, И. Развитие творческих способностей в учебно-воспитательной деятельности / И. Гладилина // Воспитание школьников. – 2018. – № 9. – С. 14–17.
9. Дворянцева, Е.С. Теоретический анализ дефиниций «творчество» и «творческий потенциал» в научных исследованиях / Е.С. Дворянцева // Вестн. Шадр. гос. пед. ин-та. – 2019. – № 4. – С. 40–44.
10. Дондокова, Ц.Л. Условия развития творческих способностей учащихся / Ц.Л. Дондокова // Педагогическая мастерская. – 2018. – № 2. – С. 12–19.
11. Друшлякова, С.А. Формирование творческого воображения у младших школьников на уроках технологии средствами аппликации / С.А. Друшлякова // Новая наука : теоретический и практический взгляд. – 2017. – Т. 2. – № 4. – С. 55-59.
12. Емельянова, Н.Л. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения / Н.Л. Емельянова // Сборник научно-методических материалов по развитию технического творчества учащихся. – М., 2015. – Вып. 4. – С. 28–33.
13. Жидких, Г.В. Творческие способности. От чего они зависят? / Г.В. Жидких // Методист. – 2018. – № 4. – С. 35–41.
14. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального развития / Э.Ф. Зеер. – 3-е изд., стереотип. – М. : Академия, 2019. – 240 с.
15. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. – СПб. : Питер, 2011. – 444 с.
16. Китова, О.В. Творческая деятельность : понятие, сущность, структура / О.В. Китова // Научный поиск. – 2011. – № 2 (3). – С. 52–54.
17. Клевцова, Л.Е. Развитие творческих способностей школьников / Л.Е. Клевцова // Начальная школа / гл. ред. С.В. Степанова. – 2019. – № 10. – С. 80–82.
18. Кожурова, А.А. Формирование регулятивных универсальных действий младших школьников посредством техники аппликации / А.А. Кожурова, М.И. Ушницкая // Мир науки, культуры, образования. – 2019. – № 2 (75). – С. 89–91.
19. Кочкина, Е. Развитие правового мышления в контексте творческих способностей личности / Е. Кочкина, Л. Якупова, Н. Макарова // Формирование правосознания детей и подростков : сборник научных статей / отв. за выпуск А.И. Сорокина. – Уфа : Вагант, 2019. – С. 27–30.
20. Крутецкий, В.А. Психология математических способностей школьников / В.А. Крутецкий. – М. : Институт практической психологии ; Воронеж : МОДЭК, 2018. – 416 с.
21. Куликова, Г.В. Технология изготовления объемной аппликации в начальной школе / Г.В. Куликова // Начальная школа. – 2017. – № 12. – С. 79–80.
22. Лахина, Н.А. Влияние аппликации на развитие мелкой моторики руки младших школьников / Н.А. Лахина, Л.Х. Аблямитова // Российская наука и образование сегодня : проблемы и перспективы. – 2018. – № 6 (25). – С. 23–26.
23. Левитов, Н.Д. Детская и педагогическая психология / Н.Д. Левитов. – 2-е изд., исправ. и дополн. – М. : Гор, 2010. – 427 с.
24. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения : монография / И.Я. Лернер. – М. : Педагогика, 2011. – 186 с.
25. Лук, А.Н. Контуры эвристической психологии / А.Н. Лук. – М. : РАН ИНИОН, 2011. – 160 с.
26. Малышева, А.Н. Аппликация / А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева. – Ярославль : Академия развития, 2014. – 144 с.
27. Митенева, С.Ф. Теоретические аспекты проблемы развития творческих способностей обучающихся / С.Ф. Митенева // Среднее профессиональное образование. – 2010. – № 7. – С. 29–30.
28. Митителло, К. Аппликация : техника и искусство / К. Митителло. – М. : Эксмо, 2015. – 190 с.
29. Мухина, В.С. Творческая личность / В.С. Мухина // Народное образование. – 2016. – № 9. – С. 173–180.
30. Никитина, М.В. Осознанность как фактор развития творческих способностей школьника / М.В. Никитина // Ребенок в социокультурном пространстве современного города : материалы IX Междунар. конф. «Ребенок в соврем. мире. Дети и город», 17-19 апр. 2012 г. – СПб. : СПбГТУ, 2012. – С. 339–341.
31. Николаева, Е.И. Психология детского творчества / Е.И. Николаева. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб. : Питер, 2010. – 232 с.
32. Петрушина, С.В. Образовательные и развивающие возможности аппликации / С.В. Петрушина // Начальная школа. – 2014. – № 5. – С. 36–39.
33. Петрушина, С.В. Силуэтная аппликация в начальной школе / С.В. Петрушина // Начальное образование. – 2015. – № 3. – С. 36–38.
34. Потапов, Д.А. Феномен творчества и креативность личности : теоретические аспекты и диагностический инструментарий / Д.А. Потапов. – М. : Изд-во МГПИ, 2010. – 54 с.
35. Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления детей / А.Э. Симановский. – Ярославль : Академия развития, 2017. – 188 с.
36. Теплов, Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий : избранные психологические труды / Б.М. Теплов. – М. : Изд-во Московского психолого-социального института ; Воронеж : МОДЭК, 2014. – 640 с.
37. Трубина, Н.А. Теоретические обоснования развития трудовых навыков младших школьников посредствам работы с аппликацией / Н.А. Трубина // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2014. – № 2 (7). – С. 81–84.
38. Уваров, С.Н. Основы творческо-конструкторской деятельности / С.Н. Уваров, М.В. Кунина. – М. : Академический Проект, 2015 – 80 с.
39. Ушакова, С.А. Методологический аспект развития понятий творчества и креативности в образовательном процессе / С.А. Ушакова, Л.Н. Сивохина // Философия образования. – 2012. – № 3 (42). – С. 90–95.
40. Яковлева, И.Н. Развитие креативности мышления младших школьников / И.Н. Яковлева // Открытый урок : методики, сценарии, примеры. – 2019. – № 3. – С. 4–10.