Фрагмент для ознакомления
2
Термин «общение» - очень сложное и многозначное понятие. Зача-стую под общением понимается взаимодействие двух и более индивидов с целью прийти в совместной деятельности к общему результату или для то-го, чтобы устанавливать и затем поддерживать межличностных отноше-ний.
На самом деле, общение можно назвать многогранным действием. Его можно представить и как взаимоотношение индивидов или субъектов к друг к другу, и их взаимное действие. Можно сказать, что общение - это обмен информацией между индивидами, их духовное межличностное вза-имодействие. Аспект межличностных отношений - лишь один из компонен-тов, одна из сторон этого явления.
Как пишет А.И. Волкова, в психологической литературе нет опре-деления процесса общения, принятого бы за эталон [9]. Как правило, име-ется описательное определение, указывающее лишь на основные функции или грани общения. В качестве примера А.И. Волкова приводит следую-щее определение: «Общение - это многогранный и сложный процесс, мо-гущий выступать одновременно и как взаимные отношение индивидов друг к другу, и как длящийся во времени процесс взаимного сопережива-ния и взаимного понимания индивидами друг друга, и как процесс взаи-модействия индивидов, и как информационный процесс, и как процесс вза-имовлияния друг на друга» [9, с. 50].
С точки зрения А.В. Петровского, «общение является сложным многоплановым процессом установления и развития контактов между ин-дивидами, рождаемый желаниями общей деятельности, и включающий в себя обмен информацией, выработку одинаковой стратегии взаимодей-ствия, и восприятие, понимание индивидами друг друга» [6, с. 111].
Общение как коммуникация.
В англоязычной культуре отсутствует термин «общение», есть только термин «коммуникация». Поэтому в зарубежных источниках по данному вопросу идет речь только о коммуникативных процессах, поэто-му для русскоязычных читателей неизбежно возникает однозначность по-нятий «коммуникация» и «общение». В русском же языке понятия «обще-ние» и «коммуникация» могут иметь различный смысл. Психолог и фило-соф В.И. Фефелова замечает, что в термине «общение» заложен более лич-ностный, духовный контакт субъектов, а термин «коммуникация» предпо-лагает более рациональную смысловую направленность взаимодействия индивидов [6, с. 34]. Философ Е.П. Ильин полагает, что общение - «это то, что в нашем непосредственном восприятии связано с русской культурой и духовностью, с произведениями классической литературы (Ф.М. Достоев-ского, А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого и др.), с неформальными отношения-ми» [3, с. 34].
Как пишет психолог и философ Б.Ф. Ломов, большое распростра-нение имеет трактовка термина «общение» как вид деятельности субъекта. Общение зачастую трактуется как «деятельность общения», «коммуника-тивная деятельность» и т. п. Бывает, что процесс общения индивидов мож-но определить не как деятельность, а как «условие деятельности» или как ее «грань», «сторону». В связи таким определением на процессы общения пытаются экстраполировать теоретические схемы, которые сложились в психологической науке при изучении предметнопрактической деятельно-сти либо каких-нибудь ее форм. Психолог и философ Б.Ф. Ломов опреде-ляет общение как взаимодействие индивидов, вступающих в него как субъ-екты; отмечает, что для общения необходимы, по меньшей мере два инди-вида, каждый из которых выступает именно как субъект [8].
По мнению психолога и педагога М.И. Лисиной, общение - это
взаимодействие двух (или более) индивидов, направленное на со-гласованное объединение усилий для того, чтобы установить какие-либо взаимоотношений и достигнуть вместе желаемого общего результата. Это специфический способ осуществления деятельности, который содержит в себе мотивы, предмет, содержание, средства, результат. Поэтому общение и коммуникация - это не просто действие, но именно взаимное действие: которое осуществляется между участниками, каждый из которых является равноправным носителем активности и предполагает ее в своих партнерах по общению.
По мнению философа А.А. Бодалева, «общение - это взаимодей-ствие индивидов, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоот-ношений между ними» [4, с. 11].
Помимо взаимной направленности действий индивидов при обще-нии наиболее характерной его чертой является то, что каждый его участ-ник активен, т.е. выступает как субъект. Активность может выражаться в том, что индивид в процессе общении инициативно воздействует на друго-го индивида
- своего партнера по общения и в том также, что этот индивид - партнер по общению - воспринимает такие воздействия и отвечает на них. Когда два индивида общаются, они по очереди и действуют, и восприни-мает воздействия друг друга. Поэтому к процессу общения не относятся случаи односторонней активности: когда, например, лектор в Интернете обращается к невидимым ему слушателям, или преподаватель дает урок удаленном доступе, а не в аудитории [3].
Характерной чертой общения является то, что каждый его участник выступает в ходе общения как личность, а не как физический предмет, «те-ло». В ходе процесса общения люди обращаются друг к другу для того, чтобы получить от другого индивида отклик, отзвук, ответ. Благодаря этой стороне общения можно сравнительно просто отделить акты общения от каких-либо других действий индивида. Процесс общения направлен на удовлетворение одной из ведущих в жизни индивида потребностей.
Имеющаяся у индивида социальная потребность в общении прояв-ляет себя в стремлении к особого рода познанию индивидом себя и других как обособленных личностей, что неотделимо от стремления к оценке и са-мооценке. Продуктом процесса общения выступает, таким образом, образ другого индивида и самого себя, на основе чего регуляция взаимной дея-тельности.
В Большом психологическом словаре мы находим такое объемное определение: «Общение - это сложный и многогранный процесс, который в одно и то же время может быть определен и как отношение индивидов друг к другу и как процесс их взаимного влияния друг на друга, как про-цесс совместного переживания и взаимного понимания, как процесс взаим-ных действий индивидов и как информационный процесс» [5, с. 346].
Анализ понятия «общение» и раскрытие его понимания позволяют определить функции общения. В психологической литературе функции общения обозначаются как:
- формирование и развитие межличностных отношений (взаим-ный действия для того, чтобы установить взаимные отношений);
- познание индивидами друг друга;
- организация совместной деятельности индивидов (согласование и объединение усилий для того, чтобы достигнуть какой-либо взаимовы-годный результат).
Психологи Б.С. Волков и Н.В. Волкова считают, что процесс обще-ния
- это один из важнейших инструментов социализации индивида, способ его существования, удовлетворения и регулирования основных по-требностей, главный способ осуществления взаимных действий индивидов [8]. Исследователи выделяют пять функций процесса общения:
- формирующая - появляется в процессе формирования и осо-знавания индивидом себя как отдельной личности;
- прагматическая - отражает потребностно-мотивационные при-чины деятельности индивида и реализуется при взаимных действиях инди-видов в процессе их общей совместной деятельности;
- установления и поддержка межличностных контактов -происходит на разных уровнях - от интимно-личностных до деловых;
- внутриличностная - проявляется в общении индивида с самим собой, построенным по типу диалога; через внутреннюю и внешнюю речь;
- подтверждающая - реализуется в процессе коммуникации и общения с индивида другими, когда индивид получает возможность по-знать, утвердить и подтвердить себя как отдельную личность [8].
Как пишет педагог и психолог М.И. Лисина, формой общения явля-ется коммуникативная социальная деятельность на определенном этапе ее развития, взятая в общей совокупности черт и отвечающая нескольким па-раметрам:
- возникновения данной формы общения во время дошкольного детства;
- место, занимаемое коммуникативной деятельностью в системе общей жизнедеятельности ребенка;
- основное содержание потребности в коммуникации, удовлетво-ряемой при общении;
- мотивы, побуждающие ребенка на определенном этапе разви-тия к взаимодействию в форме общению с окружающими людьми;
- основные средства общения - вербальные и мимические и т.п., с помощью которых осуществляются общение и коммуникации ребенка с окружающими индивидами [35].
Для ребенка процесс общения - это одна из сторон целостной дея-тельности и определяется этот процесс особенностями деятельности.
1.2. Особенности развития общения со сверстниками детей пятого го-да жизни
Характеристикой детей пятого года жизни может являться увеличе-ние произвольности поведения и возрастание психических процессов, та-ких как восприятие, внимание, память. У ребят пятого года жизни уже воз-никает интерес по поводу морально-этических отношений и социально приемлемыми нормами поведения больше, чем жизнью животных или яв-лениями окружающей природы. Для ребят пятого года жизни уже стано-вятся важными процессы общения, как с окружающими взрослыми, так и с ровесниками. Окружающие ребенка взрослые расширяют его представле-ния о других людях , выводят его за пределы сиюминутной, конкретной ситуации. В возрасте 5 лет для ребенка становится важной оценка значи-мым взрослым не просто его умений, а личности ребенка в целом, поэтому дошкольник старается всё делать правильно, стремится к одобрению взрослого, к взаимопониманию со взрослыми. В общении с ровесниками дети пятого года жизни пытаются выстраивать особые (личностные, дело-вые, оценочные) отношения, которые ребята не могут иметь со взрослыми [3].
Педагог-психолог Г.А. Урунтаева выделяет следующие особенности общения ребенка пятого года жизни с ровесниками:
1. Эмоциональная насыщенность (повышенная эмоциональность и раскованность: в общении ровесников наблюдается на порядок больше экспрессивных и мимических явлений, которые выражают абсолютно раз-личные эмоциональные состояния - от яростного негодования до отчаян-ного веселья, от доброты и сопереживания до злости и обиды).
2. Нерегламентированное и нестандартное поведение детей пятого года жизни. Обычно при общении с взрослым дети придерживаются опре-деленных социально принятых норм поведения. При контактах с ровесни-ками они применяют неожиданные и оригинальные действия и движения, которым присущи не заданность раскованность, не нормированность: дети дразнятся, балуются, кривляются и т. д.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г. М. Андреева. - М. : Аспект Пресс, 2019. - 384 с.
2. Аружанова, А. Г. Речь и речевое общение детей [Текст] / А. Г. Аружанова. - М. : Мозаика-Синтез, 2017. - 272 с.
3. Блакитная, Е. А. Детские контакты и их мотивы [Текст] / Е. А. Бла-китная. // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 6. - С.31-35.
4. Бодалев, А. А. Личность и общение [Текст] / А. А. Бодалев. - М. : Педагогика, 1983. - 272с.
5. Большой психологический словарь [Текст] / Сост. и общ.ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. - СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2018. - 672с.
6. Бычкова, С. С. Формирование умения общения со сверстниками у детей пятого года жизни [Текст] / С. С. Бычкова. - М. : Просвеще-ние, 2017 - 123 с.
7. Венгер, Л. А. Психология. [Текст] : учеб. пособие для педучилищ / Л. А. Венгер, В. С. Мухина. - М. : Просвещение, 2016. - 336 с.
8. Волков, Б. С. Психология общения в детском возрасте. [Текст] : 3-е изд. / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. - СПб. : Питер, 2018. - 272 с.
9. Волкова, А. И. Психология общения [Текст] / А. И. Волкова. - Ро-стов-на-Дону : Феникс, 2017. - 445 с.
10. Воробьёва, М. В. Воспитание положительного отношения к сверстникам [Текст] / М. В. Воробьёва // Дошкольное воспитание. - 2019. - № 7. - С. 54-61.