Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. В России около 500 тыс. пожилых людей страдает от инсульта – внезапного нарушения мозгового кровообращения. Повреждения головного мозга связаны с риском человека остаться инвалидом. Каждый участок мозга отвечает за конкретную область деятельности организма. Выстраивается цепочка патологий: нарушение в головном мозге влечёт за собой нарушение речи, памяти, двигательной способности.
Период восстановления после инсульта зависит от возраста человека, степени поражения головного мозга, полученных повреждений. Если задет небольшой участок мозга, больной через несколько недель возвращается к обычной жизни. Физическая реабилитация пожилого человека при инсульте имеет физические преимущества и психологические.
Физические преимущества: восстанавливаются силы; повышается выносливость; увеличивается скорость ходьбы; улучшается баланс тела; повышается способность выполнять повседневные рутинные действия; снижается риск повторного инсульта.
Психологические преимущества: улучшение настроения; улучшение работы мозга; отсутствие стресса; повышение чувства собственного достоинства и уверенности в себе, которое может снизиться после инсульта; работа с мотивацией — появление целей, к которым нужно стремиться.
Немаловажной частью реабилитационной программы является ЛФК для восстановления после инсульта. Над проблемами движения и мобильности пациента работает врач-реабилитолог. Он изучает диагноз и оценивает, как хорошо человек может выполнять те или иные движения. После поставленного диагноза, реабилитолог привлекает к работе специалиста ЛФК, который разрабатывает индивидуальную программу восстановления в соответствии с потребностями больного и его возможностями.
Оказание специализированной медицинской помощи, реабилитационные мероприятия занимают важное место в снижении смертности и повышении качества жизни пациентов, перенесших ОНМК. В связи с этим актуальным вопросом является повышение эффективности и дальнейшее совершенствование системы реабилитации, начиная с первых дней инсульта и далее для каждого этапа восстановления функциональных возможностей.
Объект- процесс физической реабилитации для лиц пожилого возраста с легкой умственной отсталостью.
Предмет- восстановление утраченных двигательных функций после инсульта с легкой умственной отсталостью посредствам физической реабилитации.
Гипотеза- предполагается, что разработанный комплекс физических упражнений, будет способствовать восстановлению двигательных функций и позволит лучше развивать координационные способности.
ГЛАВА 1
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ УТРАЧЕННЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ ПОСЛЕ ИНСУЛЬТА С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
1.1 Легкая степень умственной отсталости
Умственная отсталость (УО) или олигофрения — это состояние, характеризующееся нарушениями психического развития в интеллектуальной, познавательной, эмоциональной и других сферах психики и приводящее к социальной дезадаптации. IQ людей с легкой умственной отсталостью - 50-69, результаты теста Векслера 60-79. (14)
Легкая умственная отсталость может возникнуть из-за воздействия следующих этиологических факторов:
• Генетические болезни, для которых характерны проявления умственной отсталости. К ним можно отнести синдром Ангельмана, синдром Дауна, синдром Прадера-Вилли. Эти заболевания обусловлены нарушением строения хромосом и генов, также проявляются физическим недоразвитием.
• Травмирование головного мозга во время родов. Например, травма может возникнуть из-за сдавливания головы малыша акушерскими щипцами или же из-за внутречерепного кровоизлияния в случае родовой травмы.
• Недостаточное количество йода в рационе малыша в возрасте от рождения до трех лет.
• Недостаток воспитания и общения в первые годы жизни малыша из-за чего исходные ресурсы мозга активно не используются. Если именно эта причина спровоцировала дебильность, в таком случае при адекватном лечении наблюдается положительный эффект, а также благоприятный прогноз для ребенка.
• Воздействие на организм беременной женщины вредных факторов. К таким факторам можно отнести ионизирующее излучение (например, частое прохождение беременной рентгена), инфекционные заболевания (цитомегаловирусная инфекция, краснуха, сифилис, токсоплазмоз), недостаток в организме йода, химические агенты (наркотики, алкоголь, бытовые токсины), грубое нарушение предписанной диеты или недоедание. (4)
Патогенез легкой умственной отсталости
Интеллект — это очень тонкая психическая функция, которая требует для своего формирования участия всего мозга. Различные факторы могут нарушать формирование высших мозговых функций и потому являются запускающими механизмами и звеньями патогенеза расстройств интеллекта. Эти патогенетические механизмы можно разделить две группы:
1. Эндогенные причины:
2. изменение наследственных структур (мутации) — наиболее частые причины УО. Встречаются генные мутации (изменяется внутренняя структура генов) и хромосомные мутации (изменяется структура хромосом). К таким видоизменениям относятся транслокации (обмен сегментами между хромосомами), делеции (поломки хромосом с утратой их части), дупликации (удвоение участка хромосомы) и инверсии (две поломки в одной хромосоме с поворотом участка между ними на 180°);
3. эндокринные заболевания и метаболические дефекты (например, сахарный диабет у матери или фенилкетонурия);
4. внутриутробные инфекции (как вирусные, так и бактериальные);
5. химические вредности (в том числе нерациональное использование лекарственных препаратов);
6. физические факторы (ионизирующее излучение и прочие).
7. Внешние причины:
8. патология беременности и родов (в том числе гипоксическое поражение плода из-за агрессивных акушерских стратегий);
9. нарушение ранней привязанности к родителям и недостаток воспитания. (31)
Чем раньше и сильнее воздействуют факторы патогенеза, указанные выше, тем раньше и сильнее нарушается развитие мозга, и тем тяжелее будет степень УО.
Классификация умственной отсталости:
1. неосложнённая форма УО;
2. УО с нарушениями нейродинамики (с преобладанием возбуждения или торможения);
3. УО, сочетающаяся с патологией анализаторов;
4. УО с сопутствующим психопатоподобным поведением;
5. УО с лобной недостаточностью. (16)
Клинико-физиологическая классификация С.С. Мухина и Д.Н.Исаева:
• атоническая форма — характерна повышенная отвлекаемость, невозможность сосредоточиться, больные вялые, апатичные, со слаборазвитой мелкой моторикой, обычно не реагируют на речь, часто повторяют стереотипные простые действия;
• дисфорическая форма — характерна эмоциональная лабильность, агрессивность и аутоагрессивность, раздражительность и нарушения внимания;
• теническая форма — характерна эмоциональность и общительность;
• астеническая форма — характерна эмоциональная лабильность, нарушения внимания, суетливость, пространственная дезориентированность и недоразвитость мелкой моторики. (8)
Легкая степень умственной отсталости, которая так же называется дебильностью, характеризуется IQ пациентов в диапазоне 50 – 60. Внешне такие пациенты практически не отличаются от здоровых людей. Они испытывают сложности в обучении из-за сниженной способности к концентрации внимания. При этом память у них достаточно хорошая. Пациенты с легкой степенью умственной отсталости имеют нарушения поведения. Они зависимы от родителей или воспитателей, их пугает смена обстановки. Иногда такие пациенты становятся замкнутыми, так как плохо распознают эмоции других людей, поэтому испытывают сложности при общении. А иногда наоборот, стараются привлечь к себе внимание различными яркими поступками, обычно нелепыми, а подчас и антисоциальными. (27)
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Адаптивное физическое воспитание: учеб. пособие / С. Б. Нарзулаев [и др.]. - Томск: Изд-во ТГПУ, 2017. - 177 с.
2.Антитромботическая терапия как первичная и вторичная профилактика инсульта [Текст] / Е.И. Чуканова [и др.] // Журнал неврологии и психиатрии. – 2016. – № 10. – С. 85-88.
3. Березуцкий, В. И. Кинезиотейпирование в реабилитации постинсультных больных [Текст] / В. И. Березуцкий // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физкультуры. – 2018. – № 2. – С. 58-64.
4. Биомаркеры ишемии головного мозга как новый метод доказательства эффективности нейроцитопротекторов [Текст] / С. А. Дамбинова [и др.] // Журнал неврологии и психиатрии. – 2017. – № 5. – С. 62-67.
5. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. - М.: ФиС, 2014. - С.26-27.
6. Влияние антиоксидантной терапии на нейротрофины и процессы реабилитации после инсульта [Текст] / Ю. В. Каракулова [и др.] // Журнал неврологии и психиатрии. – 2016. – № 8. – С. 36-39.
7. Влияние нейропротективной терапии церебрального инсульта [Текст] / Г. Н. Бельская [и др.] // Медицинский совет. – 2016. – № 11: Неврология/Ревматология. – С. 26-31.
8. Геморрагический инсульт и беременность [Текст] / В. И. Краснопольский [и др.] // Акушерство и гинекология. – 2016. – №2. – С. 55-62.
9. Давыдкин Н.Ф. Медицинская реабилитация, восстановительная медицина – что это? (вопросы терминологии). Нелекарственная медицина. 2019 — № 1 — С. 4-11.
10. Евсеев, С. П. Адаптивная физическая культура и функциональное состояние инвалидов: учеб. пособие / С. Ф. Курдыбайло, А. С. Солодков, О. В. Морозова; под ред. С. П. Евсеева - СПбГАФК, 2014. - 95 с.
11. Евсеев, С.П. Адаптивная физическая культура в реабилитации и социальной адаптации инвалидов / С.П. Евсеев // Физическая культура и спорт в современном обществе: материалы междунар. науч.-практ. конф., посв. 60- летию образования СГАФКСТ (сб. науч. ст.) Ч. 1 / под общ. ред. Г.Н. Греца. - Смоленск: СГАФКСТ, 2015. - С. 11-17.
12. Евсеев, С.П. Адаптивная физическая культура: учеб. пособие / С.П. Ев-сеев. - М.: Советский спорт, 2017. - 240 с.
13.Епифанов Е.А. Лечебная физическая культура: учебное пособие. – Москва: ГЕОТАР Медия. – 2017. – С. 3-4
14.Ильина И. В. Медицинская реабилитация. Практикум: учеб. пособие для СПО / И. В. Ильина. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 393 с.
15.Исакова Е.А. Нормативное определение понятий «медицинская реабилитация» и «санаторно — курортное лечение» / Е.А, Исакова // Научный форум. Сибирь. — 2017. — Т. 3. — № 1. С. 49.
16.Жигарева, Н. П. Комплексная реабилитация инвалидов / Н.П. Жигарева. - М.: Дашков и Ко, 2011. - 216 c.
17. Захаров, В. В. Лечение когнитивных нарушений после инсульта [Текст] / В. В. Захаров, Н. В. Вахнина // Медицинский совет. – 2018. – № 1: Неврология / Ревматология. – С. 20-24.
18. Инсульт [Текст]: руководство для врачей / под ред. Л.В. Стаховской, С.В. Котова. – М.: Медицинское информационное агентство, 2014. – 397 с.
19. Ковальчук, В. В. Пациент после инсульта [Текст]: принципы реабилитации и особенности ведения / В. В. Ковальчук. – М.: АСТ 345, 2016. – 327 с.
20. Колоколов, О. В. Постинсультное когнитивное расстройство: современный взгляд на проблему [Текст] / О. В. Колоколов, Е.В. Лукина, О. А. Чернышева // Лечащий врач. – 2017. – № 10. – С. 40-47.
21. Комплексная этапная реабилитация больных после острого нарушения мозгового кровообращения [Текст] / Н. Ф. Мирютова [и др.] // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. – 2017. – № 2.
22. Костенко, Е. В. Постинсультные болевые синдромы: клинические аспекты, диагностические критерии, особенности терапии и реабилитационных мероприятий [Текст] / Е. В. Костенко // Медицинский совет. – 2017. – №17: Неврология / Ревматология. – С. 63-71.
23.Лоренцо, Карреро Инсульт. Программа реабилитации / Карреро Лоренцо. - М.: Медицинская литература, 2013. - 649 c.
24.Медведев А.С Основы медицинской реабилитологии.- Минск: Беларус. наука; — 2018. — С. 267
25.Медицинская реабилитация. В 3 книгах. Книга 1 / Под редакцией В.М. Боголюбова. - М.: Бином, 2014. - 416 c.
26.Пономаренко Г.Н. Медицинская реабилитация: учебник. М.: ГЭОТАР-Медиа. — 2019. — С. 360.
27.Торозова, О. Инсульт. Реабилитация в домашних условиях / О. Торозова. - М.: Феникс, 2014. - 224 c.
28.Узунова, Г. Люцифер. Реабилитация / Г. Узунова. - М.: Золотое Сечение, 2018. - 490 c.
29.Уйба В.В. Перспективы технологий медицинской реабилитации на санаторно-курортном этапе / В.В. Уйба, В.Ф. Казаков, Н.В. Ефименко, А.С. Кайсинова, С.Н. Колбахова, А.Н. Глухов // Курортная медицина. – 2017. – № 4. – С. 4-9.
30.Фонякин, А. В. Кардиологические Аспекты Ранней Постинсультной Реабилитации / А.В. Фонякин, Л.А. Гераскина, Е.С. Трунова. - Москва: РГГУ, 2012. - 818 c.
31.Швиренко И.Р. Проблемные вопросы медицинской реабилитации в современных условиях / И.Р. Швиренко // Университетская клиника. — 2017. — № 3-1 (24). С. 181-187.
32.Хечумян А.Ф. Современные аспекты медицинской реабилитации / А.Ф. Хечумян // Современные вопросы биомедицины. — 2017. — Т. 1. — № 1 (1). — С. 10.
33.Храмов В.В. Реализация учебного процесса по дисциплине «медицинская реабилитация» на кафедре лечебной физкультуры, спортивной медицины и физиотерапии / В.В. Храмов // Саратовский научно-медицинский журнал. — 2017. Т. 13.- № 1. — С. 96-98.
34.Шурыгина Ю.Ю. Об особенностях организации социально-медицинской реабилитации // Поволжский торгово-экономический журнал. 2019. № 6. – С. 104-115.