Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В рамках системы управления персоналом важная роль принадлежит подсистеме оценки, включающей в себя, в том числе, и оценку деятельности службы управления персоналом. При этом принципиальным является вопрос об эффективности работы кадровой службы.
Последние данные показывают, что только 22% от общего числа компаний ведут пристальное наблюдение за деятельностью служб персонала. Персонал же в свою очередь – это одна из важнейших составляющих любой организации, а создание сплоченного коллектива – одна из главных задач.
Деятельность кадровых служб является актуальной темой в контексте рассмотрения перехода Российской Федерации на новый уровень развития экономики, когда происходит много изменений и усовершенствований, как в техническом процессе производства, так и в процессе найма и отбора персонала, когда значительное внимание отводится непосредственно человеческому фактору. Оценка деятельности кадровой службы основывается на определении эффективности кадровой работы, направленной на достижение целей организации и качественное выполнение стоящих перед ней задач. Результаты оценки служат итоговыми индикаторами, фокусирующими внимание на основных проблемах управления персоналом (качество кадровой работы, удовлетворенность работников организации, исполнительская дисциплина, текучесть кадров и др.).
Тема оценки кадровой службы рассмотрена такими авторами, как: Шаталова Н.И., Галкин А.Г., Соловьева М. Н., Борисова У. С., Кибанов А.Я., Одегов Ю.
Цель исследования – рассмотреть и проанализировать оценку результатов работы кадровой службы.
Задачи исследования:
1) изучить функции и задачи кадровой службы;
2) рассмотреть критерии и методы оценки деятельности кадровой службы;
3) проанализировать управление оценкой кадровой службы;
4) дать краткую характеристику кадровой работы и кадровой ТС «Пятерочка»;
5) проанализировать результаты оценки деятельности кадровой службы.
Предмет исследования - оценка результатов работы кадровой службы.
Объект - ТС «Пятерочка».
База исследования – научные статьи, книги и интернет источники.
Работа по структуре состоит из введения, двух глав основного текста, заключения и спсика использованных источников.
1 Теоретические аспекты оценки кадровой службы:
1.1 Функции и задачи кадровой службы
Управление персоналом - это область знаний и практической деятельности, которая направлена на сферу обеспечения организации качественным кадровым составом и на оптимизацию его использования. Данная управленческая деятельность ориентирована на качественное использование возможностей персонала, их развитие, занимается поиском и адаптацией работников, развитием условий и стратегий организации-работодателя в целом.
Деятельность любой организации невозможна без подбора сотрудников, управления ими, а так же ведения и учета соответствующих кадровых документов. Наиболее распространенным вариантом решения данного вопроса является создание в компании специализированной службы по управлению персоналом (кадровой службы) или отдела кадров.
Однако, если компания небольшая или только появилась, отдельное подразделение можно не создавать, возложив обязанности по подбору кадров и ведению делопроизводства на главного бухгалтера или даже на рядовых сотрудников. В таком случае необходимо включить соответствующий пункт в должностные их инструкции и закрепить такое положение в трудовом договоре.
В каждой организации работа с персоналом строится по-разному. Поэтому процесс и система организации зависит от того, какие конкретные задачи будет необходимо решать кадровой службе в дальнейшем.
Процессом управления персоналом фирмы занимается отдел кадров (если это большая организация), или инспектор по кадрам (в небольшой компании).
Направления работы службы управления персонала:
- Консультация менеджеров в области трудовых отношений;
- Решение проблем, которые связаны с материальными и нематериальными вознаграждениями;
- Доведение до сведенья менеджеров общей политики предприятия;
- Информирование менеджеров о зарплате;
- Обеспечение сдержанных отношений со всеми сотрудниками;
- Решение конфликтных ситуаций;
- Найм сотрудников (согласно законодательству);
- Решение проблем, связанных с оплатой труда;
- Хранение и обработка кадровой документации;
- Разъяснение кадровых программ.
Что же такое кадровая служба и чем именно в ней занимаются люди? Это подбор персонала, прием на работу и увольнение, обучение персонала в форме тренингов, контроль за трудовой дисциплиной, нормирование и учет рабочего времени, переводы на новые должности, изменения в зарплате, премирование и поощрение отличившихся работников, учёт больничных листов, взаимодействие с бухгалтерией предприятия, предоставление оплачиваемы отпусков и отгулов, и еще многое-многое другое. Давайте остановимся на этих вопросах более подробно.
Соловьева М. Н., Борисова У. С. считают, что кадровая служба – это группа людей на предприятии, которые занимаются управленческой деятельностью и кадровой политикой, направленной как на руководителя, так и на специалистов, с целью достижения наилучшего результата их совместной деятельности. Одна из наиболее важных функций работы кадровой службы – регулирование и документирование трудовых правоотношений: прием на работу и увольнение сотрудников, а также перевод на другое место работы или в обособленное отделение предприятия, командирование и предоставление больничного, отпусков и отгулов.
Именно от правильного подбора персонала зависит успешность и развитие деятельности предприятия. При оборе будущих работников из числа соискателей вакансии работодателем могут использоваться различные методы – от простого собеседования и ознакомления с резюме потенциального сотрудника компании до всевозможных психологических и профессиональных тестирований. Сферы поиска кадров также разнообразны - это центры занятости населения, кадровые агентства и фирмы по подбору персонала, объявления в Интернете и т.д.
При приеме на работу между работником и работодателем заключается письменный трудовой договор с пакетом документов от потенциального сотрудника (паспорт, трудовая книжка, военный билет, документ об образовании). В договоре должен быть указан размер заработной платы, должность работника и, желательно, условия найма. Например, если установлен испытательный срок, то его продолжительность и оклад на время испытания обязательно закрепляется документально. Очень важно, чтобы процесс трудоустройства соответствовал основному закону России о труде - трудовому кодексу.
Предоставление отпуска основывается на графике отпусков, который составляется кадровиками и оформляется приказом по личному составу. Если же отпуск необходимо перенести на другой период, то работник должен написать заявление в отдел кадров с указанием причины переноса отпускного периода. При оформлении должны быть прописаны вид и сроки предоставления отпуска. При составлении графика отпусков должны быть учтены особенности организации, личные пожелания работников. Отгул – это отдых, который будет предоставлен работнику, как компенсация за дежурство в нерабочее время или в выходной для него день.
Для выполнения служебного задания вне рабочего места сотрудник может быть отправлен в командировку. Командирование работника должно быть обосновано в докладной записке руководителя и оформлено приказом по личному составу. В приказе указываются сроки командировки, куда будет направлен сотрудник и название предприятия. Расходы во время командировки оплачиваются работодателем, эти денежные средства носят название командировочные. Командировочные выдаются работнику под отчет. По окончании командировки сотрудник представляет отчет о выполненном задании и о расходовании выданных ему денег.
Больничный лист учитывается на основании трудового договора. Кадровая служба совместно с бухгалтерией рассчитывает размер оплаты больничных листов для сотрудников предприятия. Больничные бывают связаны с травмами на рабочем месте или в связи с профессиональным заболеванием, после восстановления на работе из-за неправомерного увольнения, по временной нетрудоспособности, по уходу за больным ребенком и т.д. Декретные отпуска также относятся к оплачиваемым. Право получения зарплаты на основании больничного листа имеют граждане, которые застрахованы и официально оформлены в отделе кадров предприятия.
Говоря об управлении кадрами, нельзя обойти вниманием зарплату как очень важный фактор и инструмент кадрового менеджмента. Заработная плата - это материальное (денежное) вознаграждение за труд работника на предприятии. Зарплата - наиболее действенный способ мотивирования сотрудников к эффективной и качественной работе. Сюда же можно отнести и премии, различные социальные и страховые пакеты, проценты от прибыли, даже вознаграждения в виде, к примеру, выигранной путевки на курорт, тринадцатые зарплаты по итогам работы за прошедший год.
Если происходят изменения условий выплаты или размера заработной платы, то должны быть изданы приказы по основной деятельности, а кадровики должны проследить, чтобы работники ознакомились с ними под роспись. Уведомление о понижении зарплаты необходимо произвести не позднее, чем за два месяца до этого события. В случае повышения заработной платы предварительно уведомлять работающего не надо. В трудовом праве различают оплату труда и компенсационные выплаты, это также разные вещи с точки зрения налогообложения доходов физических лиц (НДФЛ) и налогов с фонда оплаты труда (страховых взносов). По вопросу заработной платы кадровики тесно сотрудничают с бухгалтерией предприятия.
Адаптация принятого на работу специалиста на персональном рабочем месте – очень важный элемент управленческой деятельности, который не всегда имеет место быть, но, тем не менее, является неотъемлемой частью деятельности любой успешной организации. При помощи этой процедуры новый сотрудник может ознакомиться с работой, условиями труда, должностными обязанностями целями и правилами организации, да и с коллективом тоже. Успешность трудового дебюта во многом определяется тем, как организован процесс обучения кадров в компании. Крайне важно, насколько предприятие соблюдает трудовые права работника: на отпуск, на премирование (поощрение), на безопасные условия труда.
Обучение персонала - это комплекс методов, которые направлены на получение новых знаний и навыков для дальнейшей более эффективной деятельности на предприятии. Развитие навыков кадрового состава не должно отставать от темпов прогресса и новых потребностей организации. Поэтому зачастую руководители направляют своих подчиненных на повышение квалификации, которое оплачивает работодатель. Ведь в каком-то мере успех организации зависит от подготовленности сотрудников и их постоянного роста как специалистов. Есть и обучение внутри организации, когда более опытные сотрудники учат вновь пришедшего работника особенностям работы в данной организации.
Отдельно стоит сказать о проведении тренингов. Бывает, что служба управления персоналом приглашает специалистов по корпоративному обучению, тренеров, платят им неплохой гонорар, а затем все удивляются, почему не видно отдачи от тренинга. Секрет неудачи прост: если кадровая служба не занимается подготовкой специалистов на постоянной основе, а руководитель организации не видит смысла в совершенствовании профессионального уровня своих подчиненных - то эпизодически проводимые тренинги не помогут. Заниматься обучением персонала обязаны в первую очередь менеджеры из отдела кадров, и лишь во вторую - приглашенные тренеры.
Специфические управленческие функции обеспечивают включение профессиональных возможностей человека в систему социальных и профессиональных ролей организации. На основе кадровых технологий в организации формируется механизм воспроизводства и востребованности профессионального опыта человека. Объектом их воздействия являются профессиональные способности человека, что позволяет получать полную информацию о способностях человека, от чего зависят его профессиональное развитие, изменение должностного статуса, реализация возможностей и адекватное вознаграждение за труд. Кадровые технологии позволяют решать задачи побуждения человека к изменению своей роли в организации, к созданию климата доверия и удовлетворенности трудом. Грамотное применение кадровых технологий вносит свой вклад в управляемость организации, эффективность ее деятельности, формирование социального капитала организации. Кадровые технологии органично включены в структуру управления персоналом, имеют специфику, объект своего воздействия и выполняют важные управленческие функции.
Организация системы обучения персонала сводится к шести основным последовательным этапам:
- определению главных целей и задач обучения работников (на этом этапе формируется политика руководства компании в области развития персонала и выбираются направления, в которых будет осуществляться работа);
- детализации потребностей в обучении на уровне структурных подразделений (выясняются качественные и количественные потребности в сотрудниках по каждому подразделению, диагностируется состояние уже имеющихся человеческих ресурсов);
- разработке плана развития персонала на конкретный период и составлению заявок на обучение сотрудников каждого структурного подразделения;
- выбору методов, видов и форм обучения;
- формированию и утверждению бюджета обучения;
- разработке учебной программы и выбору организации, которая будет осуществлять обучение работников компании.
Достичь эффективности можно, только чередуя обучение с практикой. Именно поэтому многие организации заключают договора с обучающими компаниями на один-два года. В этом случае, пройдя первый этап программы, сотрудники имеют возможность применить полученные знания и навыки на практике, а уже на следующем этапе, обсудив с преподавателем достигнутые результаты, перейти к более глубокому освоению компетенций.
С развитием информационных технологий появилась еще одна форма обучения - дистанционные системы обучения. Она объединяет преимущества обучения на рабочем месте и специальных учебных мероприятий и позволяет "без отрыва от производства" обучать большого количество сотрудников по единым стандартам.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Астахов Ю.В. Современные кадровые технологии: от теории к муниципальной практике: монография. Белгород, 2010. — С. 53.
2. Борисова У.С., Борисов К.А., Сосина И.А. Местное самоуправление как инструмент социального развития гражданского общества (на материалах Республики Саха (Якутия) // Социальная политика и социальное партнерство. — 2011. — № 10. — С. 37—45.
3. Кибанов А.Я. (ред.) Управление персоналом организации. Учебник. 4-е изд., доп. и перераб. — М.: ИНФРА-М, 2010. — 695 с
4. Магомедов К.О. Кадровая политика в системе государственной власти и управления: мониторинг основных направлений // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2014. № 3 (121). C. 40–46
5. Одегов Ю. Инструменты оценки эффективности работы по управлению персоналом // Кадровик. Кадровый менеджмент. – 2011. - № 6. – С. 16-21
6. Просвиркина Е.Ю. Оценка деятельности кадровых служб на российских предприятиях// Материалы 4-й Ежегодной научной конференции «Современный менеджмент: проблемы, гипотезы, исследования». 22-24 ноября 2011, Москва, НИУ- ВШЭ
7. Соловьева М. Н., Борисова У. С. ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ КАДРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. XXXV междунар. науч.-практ. конф. № 3(35). – Новосибирск: СибАК, 2014.
8. Управление персоналом организации: учеб. пособие для вузов; под. ред. А.Я. Кибанова. – М.: Инфра-М, 2010. – С.283.
9. Фокин К.Б. Разработка методических рекомендаций по оценке состояния системы управления кадровым резервом руководителей на предприятиях горно- металлургического комплекса. Дис. …канд.экон.наук. – Новокузнецк, 2010. – 165с.
10. Шаталова Н.И., Галкин А.Г. и др. Управление персоналом на производстве. Учебник. — Екатеринбург: Изд-во УрГУПС, 2013. — 557 с.
11. Шмарова, Г.М. Современные кадровые технологии персонала государственной и муниципальной службы/ Г.М. Шмарова, Н.М. Куршиева/ Менеджмент в России и за рубежом. – 2012. – №4.– С.53.
12. Гуманитарный и технологический аспекты управления кадрами. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dis.ru/library/detail.php?ID=23388
13. Кадровая политика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://hrm.ru/db/hrm/9E740BD81F6FD38BC32577250046F4EA/print.html
14. Кадровая работа. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rumvi.com/products/ebook/кадровик-разработка-и-реализация-кадровой-политики-организации/c9c71df5-4c58-4bc5-971e-7a23a041f9ab/preview/preview.html
15. Кадровая работа на малом предприятии. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dist-cons.ru/modules/study-old/book8/dept6/page11.htm
16. Кадровые технологии (кадроведческие технологии). [Электронный ресурс]. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Режим доступа: http://dps.smrtlc.ru/Articles/Kadr_tehn.htm
17. Кадровые технологии как средства реализации кадровой работы и управления персоналом. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/kadrovye-tehnologii-kak-sredstva-realizatsii-kadrovoy-raboty-i-upravleniya-personalom-gosudarstvennoy-sluzhby
18. К проблеме оценки эффективности деятельности службы по управлению персоналом. - file:///C:/Users/Администратор/Desktop/k-probleme-otsenki-effektivnosti-deyatelnosti-sluzhby-po-upravleniyu-personalom.pdf
19. Основные принципы кадровой работы. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pidruchniki.com/1463032136091/sotsiologiya/osnovnye_printsipy_kadrovoy_raboty
20. Панова Е.А., Баринов Д.А. Компетентностный подход в системе управления кадрами государственной службы // Государственное управление. Электронный вестник. 2014. № 45. C. 36–57. [Электронный ресурс]. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Режим доступа: http://ejournal.spa.msu.ru/vestnik/item/45_2014panova_barinov.htm
21. Персонал и кадры, управление персоналом, отдел кадров. [Электронный ресурс]. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - Режим доступа: http://www.personalkadry.management
22. Показатели эффективности работы кадровых служб. - http://dzensales.ru/personal/pokazateli-effektivnosti-raboty-kadrovyx-sluzhb
23. Разбираемся, по каким KPI оценивать сотрудников HR-службы: критерии эффективности. - https://www.hr-director.ru/article/63139-ekd-razbiraemsya-po-kakim-kpi-otsenivat-sotrudnikov-hr-slujby
24. Современные кадровые технологии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://bgscience.ru/lib/3738/
25. Современные кадровые технологии. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/34748/1/978-5-7996-1589-5.pdf
26. Традиционные и инновационные кадровые технологии в органах государственного управления. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=4942